



Centrul Independent de Jurnalism

coalitia 2009



coalitia civică
pentru alegeri libere și corecte

Мониторинг СМИ в избирательной кампании по досрочным парламентским выборам 29 июля 2009 года

Отчет №5
20-28 июля 2009 г.

Исследование проведено при финансовой поддержке «National Endowment for Democracy». Выраженные в нем мнения принадлежат авторам и не обязательно отражают точку зрения финансиста

1. Общие данные

1.1 Цель проекта: Мониторинг и информирование общественности о поведении аудиовизуальных СМИ в ходе избирательной кампании, доступе конкурентов на выборах к телеканалам и радиостанциям и обеспечении плюрализма мнений. Цель наблюдения - проанализировать репортерские тенденции, которые могут сказаться на результатах работы масс-медиа и снизить уровень подачи достоверной, равноудаленной и плюралистской информации.

1.2 Период мониторинга: 22 июня – 29 июля 2009 г.

1.3 Критерии отбора СМИ, охваченных мониторингом:

- Аудитория-резонанс (национальное, квазинациональное покрытие). *Обоснование:* Известно, что между численностью аудитории и влиянием СМИ на общественное мнение существует прямая связь: чем больше человек услышал ту или иную информацию, тем сильнее резонанс этого посыла на определенные сегменты общества.
- Форма собственности (общественная и частная). *Обоснование:* Общественные СМИ содержатся на деньги налогоплательщиков и их долг - предоставить общественности полную, верную, беспристрастную, непредвзятую и объективную информацию обо всем, что происходит в Республике Молдова в политическом, социальном и экономическом плане. В соответствии с этическими принципами, и частные СМИ обязаны предоставлять различные точки зрения и освещать общественно значимые события во всем своем разнообразии.
- Язык вещания (румынский и русский). *Обоснование:* Помимо СМИ, вещающих на румынском языке, мониторингом охвачены и каналы с программами на русском языке, так как этот язык используют не только этнические русские, но и другие национальности - болгары, гагаузы, украинцы.

1.4 Перечень обозреваемых каналов/информационных выпусков

«Moldova 1» («Mesager», 21:00) – общественный телеканал, национальное покрытие, вещает на русском и румынском языках;

«Prime TV» («Evenimentul», 20:35) - частный канал, национальное покрытие, вещает на румынском языке;

«NIT» («Curier», 21:30)- частный канал, покрытие квазинациональное, вещает на русском и румынском языках (Кишинев, Кахул, Единец, Комрат, Варница, Унгень, Четирень, Ниспорень, Сорока, Чимишлия, Кэушень, Трифешть, Стрэшень, Мындрештий Ной, Леова, Криулень);

«EU TV» («Monitor», 21:00) - частный канал, покрытие квазинациональное, вещает на румынском языке (Стрэшень, Окница, Флорешть, Трифешть,

Чимишлия, Бричень, Кантемир, Дрокия, Фэлешть, Глодень, Сынжерей, Штефан Водэ, Тараклия);

«Radio Moldova» («Panorama zilei», 19:00) – общественный канал, национальное покрытие, вещает на румынском и русском языках.

2. Методологические рамки

Наблюдением был охвачен по одному информационному выпуску ежедневно, с анализом материалов, прямо или косвенно относящихся к выборам. Все сообщения оценивались с точки зрения качества и контекста с целью определить, благоприятствовали они или нет той или иной партии/политическому формированию. Также, материалы подверглись анализу по следующим критериям объективной подачи информации:

Беспристрастность/объективность: Согласно Этическому кодексу, сообщения должны быть беспристрастными и объективными; не выставлять в благоприятном свете те или иные партии/группы/лица в ущерб другим. Журналистская объективность предполагает четкое разграничение между мнением и фактом, с точки зрения как ракурса подачи материала, так и предоставленных подробностей. Присутствие или отсутствие дискриминационных элементов в репортажах и сообщениях – первый критерий реального освещения событий сквозь призму журналиста. Фильтрация сообщений и минимальный анализ предыстории и контекста также свидетельствуют о защите интересов определенных субъектов, а не широкой общественности¹.

Корректность и сбалансированность источников/плюрализм мнений: Достоверными и сбалансированными являются только те материалы, в которых изложена позиция всех причастных сторон (особенно когда идет речь о спорных сюжетах) и не нарушается равенство кандидатов². Также, СМИ должны обеспечить аудитории доступ к самой различной информации и самым различным мнениям, что поможет ей сформировать собственное мнение о происходящем. Когда тем или иным точкам зрения уделяется больше внимания, чем другим, они начинают выделяться из общей массы и неминуемо воздействуют на восприятие гражданами происходящего в обществе.

Используемая лексика и видеосъемки: Ответственная журналистика предполагает не только верное и непредвзятое освещение событий, но и использование корректной, нормативной лексики. Утрирование, необоснованное выпячивание отдельных моментов, непристойные выражения, используемые

¹ Симона Штефэнеску, «Riscurile comunicării mediatice în timpul conflictelor».

² Fico, Sofin, and Dragger, 2007. Fairness and defamation in the reporting of local issues.

преднамеренно, в частности, уничижительные эпитеты с навешиванием ярлыков на те или иные организации или лица, а также изображения, подобранные и подогнанные таким образом, чтобы определенные субъекты предстали в отрицательном свете – все это поднимает серьезные вопросы в плане соблюдения этических и профессиональных стандартов. Этическое поведение журналиста вызывает сомнение, когда в представленных на экране кадрах присутствуют фрагменты, не соответствующие действительности, когда налицо попытки трюкачества, а также в тех случаях, когда те или иные сообщения «подкреплены» изображениями, не имеющими ничего общего с текстом, с информационным зарядом.

3. Данные мониторинга



Moldova 1

Включение в освещение предвыборной кампании. В период 20-28 июля 2009 г. информационная программа общественного телеканала «Moldova 1» продолжала широко освещать действия политических субъектов, непосредственно задействованных в выборах, а также ряда субъектов, которые не являются участниками гонок, но поддержали тех или иных конкурентов на выборах. Всего «Moldova 1» передал за эту неделю 88 материалов, прямо или косвенно касающихся выборов, из них примерно две трети (60) появились в рубрике *Выборы-2009*. Темой этих сообщений стали пресс-конференции конкурентов на выборах, работа Центральной избирательной комиссии, отчеты о ходе предвыборной кампании, подготовленные институтами по мониторингу выборов.

За этот период «Moldova 1» распространил 25 материалов, косвенно затрагивающих выборы. В этих сообщениях шла речь о действиях Правительства (выплата социальных пособий, обсуждение российского и китайского кредитов, компенсации пострадавшим от политических репрессий, открытие терминала по перевалке зерновых в Джурджулешть и др.), а также о таких мероприятиях, как асфальтирование дорожного участка, сдача в эксплуатацию водопровода и ремонт дома культуры. Заслуживает внимания серия материалов об открытии после ремонта центров семейных врачей в ряде населенных пунктах, которым «Moldova 1» посвятил пять репортажей. Во всех материалах, как правило, акцентировалось, что деньги выделены Правительством, и только в одном отмечалось, что «Правительство распределило медицинское оборудование, приобретенное с помощью Европейского Союза».

Беспристрастность и объективность. В отчетный период «Moldova 1» проявил более беспристрастный и объективный подход, чем за предыдущие недели (отмечено меньше случаев «стерилизации» информации и искажения сути послания), за исключением последнего дня предвыборной кампании – 27 июля – когда общественный телевизионный канал показал открытую политическую ангажированность.

Так, за обозреваемые семь дней мониторинга в рамках программы «Mesager» прозвучало 27 материалов, выставляющих в благоприятном свете ПКРМ и центральные органы управления, и 4 нейтральных сообщения. В течение этой недели сохранилась тенденция предоставлять ПКРМ заключительное слово в рубрике *Выборы-2009*. Как правило, после материалов о пресс-конференциях других конкурентов на выборах правящая партия выходит с последним словом и своей позицией ставит точку в дискуссиях. Привилегированное позиционирование сюжетов о ПКРМ свидетельствует о том, что «Moldova 1» благоприятствует этой партии не только построением материалов и содержащимся в них посылом, но и их размещением в информационном блоке.

Благоприятное отношение к ПКРМ проявилось, например, в материалах о результатах Барометра общественного мнения, представленных следующим образом: *Партия коммунистов получит большинство голосов на выборах Парламента XVII созыва*. В материале не приводятся никаких цифр и лишь дается оценка, благоприятная для ПКРМ, за которую проголосует большинство граждан, решивших на этот момент принять участие в выборах, и отмечается, что, возможно, этот процент будет еще выше. Ни о каких других политических партиях, фигурирующих в Барометре, не сказано ни слова, за исключением Альянса «Молдова ноастрэ», о котором автор репортажа утверждает, что, скорее всего, эта партия не пройдет в Парламент, так как не сможет преодолеть 5-процентный барьер. Протагонистами других сообщений, благоприятных для правящей партии, стали представители национальных меньшинств, ветераны войны в Афганистане, Партия социалистов «Patria-Родина» и Альянс молодых патриотов из Кэушень.

В последний день избирательной кампании (27 июля) в информационном выпуске «Mesager» канал «Moldova 1» передал два материала, открыто благоприятствующие Партии коммунистов Республики Молдова. Речь идет о пресс-конференции кандидата в депутаты по спискам ПКРМ Марка Ткачука. В течение около трех минут (2.56) руководитель предвыборного штаба коммунистов напал и сыпал в адрес конкурентов на выборах обвинениями, которые остались без ответа. То же самое отмечено и в обращении лидера ПКРМ Владимира Воронина, который навесил на оппозиционные партии различные ярлыки и призвал избирателей голосовать за Партию коммунистов. Примечательно, что именно этим 2-минутным обращением и

завершил общественный канал освещение кампании по досрочным выборам от 29 июля.

Присутствие других партий в информационных выпусках этого канала было более скромным, а репортеры были настроены более предвзято и критично, когда речь шла о контркандидатах ПКРМ. В отчетный период оппозиционные партии (ЛП, ЛДПМ, АМН, ДП, СДП, Альянс «зеленых») стали протагонистами 21 нейтрального материала и 10 отрицательных.

В последний день кампании помимо четырех нейтральных материалов о ДП, ЛДПМ, ЛП, АМН, СДП и Альянсе «зеленых», на «Moldova 1» прозвучали пять материалов, неблагоприятных для этих формирований. Эти сообщения касались обвинений Ткачука в измене, предполагаемых связей одного из кандидатов ЛДПМ с криминальным миром, предполагаемой причастности одного из кандидатов АМН к фальсификации денег, обвинений в использовании одним из лидеров ЛП грязных технологий в проведении предвыборной кампании и обвинений со стороны Воронина в том, что лидеры оппозиции являются заложниками собственной лжи. Все детали, использованные при подготовке этих сюжетов, а также ракурс подачи материалов свидетельствует о том, что журналистская объективность на «Moldova 1» оставляет желать лучшего и что общественный канал не всегда четко отделяет мнение от факта.

Корректность и сбалансированность источников/плюрализм мнений. В период 20-28 июля 2009 года «Moldova 1» по-прежнему выборочно соблюдал принцип разнообразия источников, что характерно для этого канала на протяжении всей избирательной кампании. Все спорные сообщения, в которых кандидаты на выборах приводили обвинения в адрес Партии коммунистов, были сбалансированы ответами представителей этого формирования или членов Правительства, в зависимости от предмета споров. В 11 (из 17) сообщений такого порядка принцип разнообразия источников был соблюден, чего нельзя сказать о материалах, в которых кандидаты в депутаты по спискам ПКРМ обвиняли других конкурентов в различных нарушениях.

В шести сообщениях такого рода была представлена только одна позиция, мнение второй стороны не было изложено. Например, в сообщении, в котором кандидат ПКРМ Григорий Петренко обвинил отдельные СМИ в непрофессиональном освещении предвыборной кампании и организации дебатов, точка зрения последних отсутствовала (20 июля). Партия социалистов «Patria-Родина» призвала избирателей голосовать за ПКРМ и обвинила оппозиционные партии в подогревании межэтнических конфликтов – это обвинения также осталось без реплики (24 июля). Другой несбалансированный сюжет подготовлен с пресс-конференции Марка

Ткачука, кандидата в депутаты по спискам ПКРМ (27 июля). Он приводит ряд обвинений в адрес политических оппонентов, называет конкретные имена политиков, которых обвиняет в измене и лжи. Ни одна из его оценок не была сбалансирована мнением политиков, упоминавшихся в репортаже.



Radio Moldova

Включение в освещение предвыборной кампании. В период 20-28 июля в выпуске новостей в 19.00 «Radio Moldova» передал 98 материалов, прямо или косвенно касающихся выборов, из них 64 прозвучали в рубрике *Выборы-2009*, а 34 были посвящены работе центральных органов власти. 17 сообщений из числа прозвучавших под рубрикой *Выборы-2009* были посвящены деятельности Центральной избирательной комиссии, районных избирательных советов, докладом ряда общественных организаций о ходе предвыборной кампании (Лиги защиты прав человека, Института по правам человека), другие 47 материалов рассказывали о мероприятиях конкурентов на выборах.

Беспристрастность и объективность. Как правило, выпуски новостей на «Radio Moldova» открывали сообщения предвыборного характера, благоприятные для правительства и ПКРМ – всего в эфир прошел 41 материал подобного рода. Так, общественный канал радиовещания сообщил, что *Правительство призвало местные власти обеспечить все социальные выплаты; Министерство финансов выделило 44 млн. леев на выплату дотаций для сельскохозяйственных работников, еще 35 млн. будут выделены на этой неделе (20 июля); закупочные цены молока повысятся (21 июля); консервные заводы переработают в этом году на 40 тыс. тонн больше овощей и фруктов, чем в прошлом году (23 июля); в селе Бушила сдан в эксплуатацию новый водопровод. Примар подчеркнул значение помощи, оказанной руководством страны для строительства водопровода (24 июля); в Орхей вот уже пятый день распределяется дизтопливо, полученное за счет помощи, предоставленной компанией «Газпром» (25 июля)* и т.д. В последний день кампании - 27 июля – «Radio Moldova» передал ряд материалов предвыборного характера, благоприятных для ПКРМ: *В Флорицоая-Веке после ремонта сдан в эксплуатацию детсад; в рамках проекта «Образование для всех» Министерства просвещения сдан в эксплуатацию детсад в селе Котюжень Бричанского района, отремонтированный в европейском стиле»; уже отремонтировано 35 детсадов, ремонт других 11-ти завершится до конца года; в село Плоп-Штюбей Кэушенского района пришел природный газ; 26 населенных пунктов Чимишлийского района газифицированы* и т.д.

Как правило, сообщения, источниками которых служили представители или сторонники ПКРМ, замыкали рубрику *Выборы-2009*. И 27 июля – последний

день, когда разрешалось проводить предвыборную агитацию – рубрику *Выборы-2009* завершили материалы о ПКРМ. 26 июля «Radio Moldova» проигнорировало оппозиционные партии, представив лишь репортажи о мероприятиях ХДНП и ПКРМ.

Из 39 сообщений, в которых шла речь об оппозиции, было 22 нейтральных, 10 отрицательных и 7 положительных. Суть выступлений и предложений оппозиционных партий подвергалась цензуре каждый раз, когда они были неблагоприятными для правящей партии. Например, в материале с пресс-конференции СДП (20 июля) были упущены подробности о незаконной приватизации, допущенной правящей партией. Также, цензуре подверглись антикоммунистические высказывания лидера Движения «Европейское действие» после выхода этого формирования из предвыборных гонок (22 июля), зато репортер сослался на «отсутствие перспектив» для либерального движения в РМ, исказив тем самым послание Анатола Петренку, который в действительности указал на многочисленность либеральных партий в условиях «отсутствия широкого поля действий» для либералов. Также, «стерилизации» подверглось и обращение Влада Филата к госслужащим и работникам органов правопорядка от 24 июля, в частности его идея, согласно которой *“Партия коммунистов за восемь лет правления подорвала демократические институты, сведя их функции к обслуживанию интересов режима, поставила государственных служащих и работников силовых структур в унижительную ситуацию, когда им приходится действовать из страха.* Другой пример выхолащивания содержания является материал с пресс-конференции ЛДПМ, в ходе которой были представлены результаты кампании «Adevărul» (Правда). Репортер не упомянул о событиях 7 апреля, на которые сослался представитель ЛДПМ, и свел цель кампании к следующей идее: *“Мы считаем, что Молдову можно спасти, и, несмотря на весь миоритизм нашего народа, у нас нет памятника, который увековечил бы нашу бырсанскую овецку. Кстати, выражение «laie-biscălaie» невозможно перевести на другой язык. Мы полагаем, что, раз у нас отлиты в бронзе львы, кони, волчица, значит, у Молдовы есть еще шанс воспрянуть...”* (25 июля).

Дискриминация оппозиции происходит и другими приемами, в частности, эфирным пространством, выделенным для обнародования их месседжа. Так, 24 июля лидеру ЛДПМ Владу Филату было предоставлено 97 секунд, а лидеру ПКРМ Владимиру Воронину – 266 секунд на изложение своей позиции в том или ином вопросе. Женскому движению «Demnitate», заявившему о намерении поддержать на выборах отдельные либеральные партии, в частности, АМН, было выделено 60 секунд, тогда как Альянсу молодых патриотов, приверженному ПКРМ, было предоставлено 153 секунды (24 июля).

Помимо ПКРМ определенными преимуществами на этом канале пользовалась и ХДНП, в частности, выделенным эфирным временем. Например, продолжительность материала с пресс-конференции ХДНП от 20 июля составила 246 секунд против 160 секунд репортажа с пресс-конференции ДП и 174 секунд – с пресс-конференции СДП. 25 июля представителям ХДНП было выделено 135 секунд, а представителям ЛДПМ – 83 секунды.

Корректность и сбалансированность источников/плюрализм мнений. В период наблюдения на общественном канале отмечено улучшение освещения кампании с точки зрения плюрализма мнений. Так, в 24 из 33 спорных сообщений была представлена позиция всех сторон. Каждый раз, когда ПКРМ упоминалась в отрицательном контексте и подвергалась обвинениям со стороны контркандидатов, «Radio Moldova» в обязательном порядке представлял и ее точку зрения (14 сообщений). С другой стороны, когда представители ПКРМ высказывали критические оценки в адрес оппозиции, последней право на реплику не предоставлялось. Из 9 сообщений, источником которых стали представители ПКРМ или ее сторонников в избирательной кампании, право на реплику оппозиционным партиям было предоставлено только в двух случаях, но и в первом, и во втором выделенное им эфирное время было несоразмерным. Например, на заявление представителей Партии социалистов «Patria-Родина» о том, что *либеральным партиям нужен хаос и разрушение*, репортер предоставил право на реплику представителю АМН Виктору Осипову. Но в то время, как представитель социалистов говорил в прямом эфире 140 секунд, продолжительность ответа Осипова составила лишь 19 секунд (!).

Среди несбалансированных материалов числится и репортаж с пресс-конференции ПКРМ, в котором отмечается, что «Albasat TV» из Ниспорень создает этой партии проблемы при дебатах, но этому каналу не дали возможность ответить на обвинение (20 июля). Репортер не заинтересовался мнением оппозиции и в другом случае, когда шла речь о заявлениях генерального прокурора Валерии Горбули по поводу событий 7 апреля. Руководитель предвыборного штаба ПКРМ Марк Ткачук обвинил ряд партий в распространении фальшивых листовок, но оправдаться этим партиям не дали (27 июля). Также, в сообщении, согласно которому лидер ЛП Михай Гимпу внес в партийную казну завышенную сумму денег по сравнению с его доходами за последние два года, «Radio Moldova» не только не уточняет источники информации и ограничивается общей формулировкой «как сообщают СМИ», но и не дает самому Михайу Гимпу слово для ответа (23 июля).

В 14 из 31 сообщения, в которых шла речь о публичной администрации, необходимо было изложить и позицию второй стороны либо привести

мнение независимых экспертов для того, чтобы аудитория сформировала собственную точку зрения на события. Среди таких сюжетов числятся и заявления о том, что местные публичные власти запаздывают с выплатой зарплаты или снижают их, а правительство требует положить конец такой практике (20 июля), сообщение о распределении дизтоплива для фермеров (25 июля) и др.



Prime TV

Включение в освещение предвыборной кампании. Выпуски новостей на «Prime TV» крайне сжаты и представляют телеграфным языком несколько событий, но не всегда самые актуальные. Несмотря на то, что официально канал не участвует в освещении предвыборной кампании, в действительности он почти ежедневно включает в свои информационные выпуски одно-два сообщения предвыборного характера. В период 20-28 июля зарегистрировано 10 таких сообщений, в том числе 3 непосредственно касались деятельности ЦИК, а остальные представили в положительном свете определенные достижения правительства, тем самым косвенно благоприятствуя одному конкуренту на выборах - ПКРМ. В передаче «Evenimentul» от 21 июля в кадр появилась кандидат ПКРМ Зинаида Гречаная.

Беспристрастность и объективность. Привилегированное отношение, пусть и не слишком явное, к правящей партии со стороны канала «Prime TV» на предыдущих этапах мониторинга сохранилось и в последние дни перед выборами. Это проявлялось в освещении ряда действий предвыборного характера, предпринятых правительством. Так, 21 июля «Prime TV» сообщает, что населенным пунктам, пострадавшим в результате июльских проливных дождей, будет оказана помощь по линии правительства. В другом сообщении говорится, что правительство обсуждает со Швецией условия предоставления кредита в размере 1,5 млн. евро и что это третий кредит, заключенный правительством с начала июля. На второй день – сообщение об очередном кредите, на этот раз предоставленном китайцами. В этом же информационном выпуске до сведения телезрителей было доведено, что Министерством финансов переведено местным властям около 14 млн. леев на компенсации пострадавшим в результате политических репрессий. Несмотря на то, что в каждом из этих сообщений конкурент на выборах (ПКРМ) не назывался, однозначно, что эти материалы благоприятны для Партии коммунистов, так как именно она осуществляет правление. Остальным конкурентам на выборах не нашлось места в информационных выпусках на «Prime TV».

Корректность и сбалансированность сообщений/плюрализм мнений. Предельно короткие сообщения на «Prime TV» не включают других точек зрения, кроме официальных. Несмотря на то, что в некоторых случаях явно необходимо мнение независимых экспертов (например, в вопросе о кредитах, обсуждаемых правительством, о внешней задолженности страны), тем не менее, это мнение отсутствует. Таким образом, телезрители лишены полной информации по той или иной проблеме, реальность доводится до них сквозь призму одного источника – правительства.

Отказ телеканала с национальной зоной покрытия «Prime TV» от участия в освещении предвыборных гонок (путем распространения сообщений о ходе кампании, медиатизации программ конкурентов на выборах, проведения дебатов с их участием и т.д.) можно рассматривать как уклонение от обязанностей информирования аудитории. В условиях Республики Молдова такой подход также косвенно благоприятствует правящей партии.



NIT

Включение в освещение предвыборной кампании. Частный телевизионный канал с квазинациональной зоной покрытия «NIT» активно включился в освещение предвыборной кампании. В период 20-28 июля 2009 года «NIT» передал 76 сообщений, затрагивающих тему выборов, в том числе 13 прошли под рубрикой *Избирательная кампания-2009*. Эфирная площадь, выделенная материалам на тему выборов, постепенно увеличивалась по мере того, как кампания набирала обороты. Кульминация пришлась на последнюю неделю перед выборами, когда «NIT» передал в эфир ряд репортажей продолжительностью 4-5 минут, которые выставляли в выгодном свете одного только конкурента на выборах и порочили остальных.

Подавляющее большинство материалов, переданных «NIT» за эту неделю, касались либо деятельности правительства и поездок главы государства, премьера и министров в различные населенные пункты страны, либо мероприятий для прессы и встреч представителей Партии коммунистов с избирателями. Канал проинформировал телезрителей о том, что Министерство здравоохранения открыло ряд центров семейной медицины после капитального ремонта, что Министерство сельского хозяйства распорядилось выделить 44 млн. леев на дотацию отрасли, что Министерство сельского хозяйства бесплатно предоставляет фермерам субсидии и дизельное топливо, что органы правопорядка борются с коррупцией в системе образования и срывают планы по дестабилизации валютного рынка, что государство обеспечит жильем молодых учителей, работающих в

сельской местности, что глава государства обсуждает различные кредиты и что народ положительно оценивает это, и т.д. и т.п.

Беспристрастность и объективность. В последнюю неделю перед выборами «НПТ» отличился сильно выраженной тенденциозностью, направленной на укрепление положительного имиджа ПКРМ и дискредитацию либеральных партий. В ходе освещения кампании репортеры и редакторы «НПТ» неоднократно прибегали к принципам, чуждым профессиональной журналистике, в частности, к искажению смысловой нагрузки посыла, фальшивым ассоциациям, комментариям и фактам, неотделенным от мнения. Некоторые материалы написаны на агрессивном злобном языке, они оскорбляют и прививают ненависть к отдельным конкурентам на выборах. В период наблюдения сохранилась тенденция умолчания одних событий и выпячивания других путем повторения сюжета, а также отбора исключительно той информации, которая представляет в выгодном свете правящую партию и дискредитирует оппозицию.

Подавляющее большинство сообщений о конкурентах на выборах были пристрастными, в них открыто рекламировалась правящая партия, которая представлена как *единственная партия, способная руководить страной*, а ее лидер Владимир Воронин – как *хороший хозяин, мудрый и смелый человек, патриот, большой любитель животных*. ПКРМ и органы центральной публичной власти упоминались в 41 материале, в том числе 37 раз в положительном контексте и 4 раза нейтрально. В большинстве случаев позитивные материалы о ПКРМ и высшем руководстве отличались большим объемом и представляли точку зрения только одной из сторон. Так, 20 июля в рубрике *Избирательная кампания-2009* «НПТ» передает материал о резолюции Республиканского собрания ветеранов продолжительностью 5 минут и 30 секунд (!), в котором содержится призыв к народу голосовать за ПКРМ. После выступлений ораторов и Владимира Воронина, которые хвалят ПКРМ и порочат оппозицию, слово предоставляется четырем участникам мероприятия, которые повторяют лозунги предвыборной программы ПКРМ. Точка зрения оппозиции в репортаже не представлена, несмотря на то, что ее лидеры обвинялись в стремлении прийти к власти ради того, чтобы получить доступ к бюджетным средствам и избежать наказания за спровоцированные ими беспорядки 7 апреля.

Другой пространный материал продолжительностью около 4 минут был посвящен инициативе главы государства о восстановлении района Кэинарь и восторженным откликам жителей, несмотря на то, что речь идет всего лишь об инициативе: *поселок Кэинарь может стать сильной экономической зоной с новыми рабочими местами и развитой инфраструктурой, привлекательной для инвесторов. Перемены могут состояться, если поселку будет предоставлен статус районного центра по инициативе главы государства, выдвинутой им в прошлом*

месяце. Эта новость обрадовала жителей, которые говорят, что связывают свои надежды с действующей правящей партией (24 июля). В этом же сообщении репортер выступает в роли эксперта, когда говорит, что 5 апреля за ПКРМ проголосовали около 60% жителей поселка, а 29 июля ожидается, что эта цифра превысит 80%, так как люди верят в тех, кто могут и хотят облегчить их жизнь.

Сообщение об открытии водопровода в селе Бушилэ района Унгень (25 июля) также по инициативе главы государства информирует, что *в течение восьми лет люди чувствовали постоянную заботу президента о народе*, а в материале о создании на местном уровне коалиции между ПКРМ и ХДНП (22 июля) «НИТ» рассказывает, что за два года правления демократов район Хынчешть *из процветающего населенного пункта превратился в развалины*, поэтому необходима консолидация сил. Из материала об открытии двух служб скорой медицинской помощи в районе Ниспорень телезритель узнает, что жители избавились от лишних проблем и от всей души благодарны руководству Молдовы за заботу.

Реклама в пользу ПКРМ ведется и посредством изображения – серп и молот, символы ПКРМ выводятся на первый план как фон для многих сообщений. Примеры: материал о результатах Барометра общественного мнения (20 июля, серп с молотом и слоган «Защитим свою Родину» присутствовали на экране в течение 15 секунд); репортаж с пресс-конференции Союза ветеранов войны в Афганистане (23 июля); пресс-конференции представителей ПКРМ (20 июля, 27 июля).

Подавляющее большинство материалов, в которых шла речь о партиях либеральной ориентации, не освещали их действия беспристрастно, сбалансировано и верно. Информация либо подвергалась цензуре (в том случае, если факты угрожали имиджу ПКРМ), либо вообще игнорировалась (если ее нельзя было использовать против оппозиционных партий). В общей сложности, остальные конкуренты на выборах (исключая ХДНП) упоминались в сообщениях 25 раз, в том числе 22 раза в отрицательном контексте и 3 раза – нейтрально. Часто репортеры не излагали, а комментировали описываемые события. Во многих случаях журналисты не рассказывали о том, что происходит, а подсказывали людям, как они должны воспринимать те или иные события.

«НИТ» неоднократно нарушал п. 16 Регламента освещения избирательной кампании в СМИ, утвержденного ЦИК. В частности, канал распространил ряд сообщений с участием государственных должностных лиц, вовлеченных и в избирательную кампанию (например, сообщения о вручении медалей президентом Ворониным (20 июля); требование премьера Гречаной обеспечить выплату всех пенсий и зарплат (20 июля); участие премьера Гречаной в церемонии открытия медицинского центра после капитального

ремонта (23 июля); участие президента Воронина в торжественном открытии Джурджулештского зернового терминала (24 июля, 26 июля), в открытии офиса «Banca de Economii» после капитального ремонта (24 июля), в открытии в Чореску памятника павшим воинам (26 июля); участие заместителя министра экономики Юрия Мунтяна, баллотирующегося по спискам ПКРМ, в церемонии ввода в эксплуатацию газопровода, где он рассказал о достижениях министерства в осуществлении этого проекта и вел предвыборную агитацию (27 июля).

Большинство материалов, в которых шла речь о других конкурентах на выборах, кроме ПКРМ и ХДНП, выставляли в отрицательном свете партии либеральной ориентации – ЛП, ЛДПМ и АМН. Наиболее широко освещались на этом канале ЛП и АМН, которые упоминались в неблагоприятном контексте по 12 раз каждая. Так, 21 июля «NIT» сообщает, что *Серафим Урекян уже не видит себя президентом страны. Сегодня лидер АМН Серафим Урекян сделал историческое признание. Он сообщил журналистам, что никогда не претендовал на пост главы государства (...) Наверное, дезориентированный этим результатом (Барометр общественного мнения – наше прим.), Серафим Урекян прощается со своей мечтой стать президентом. Странное решение, так как Серафим Урекян претендовал руководить страной еще с прошлых выборов.* 27 июля сюжет был показан повторно. Другой сюжет, удостоившийся многократного показа за эту неделю наблюдения, рассказывал о возможной причастности одного из кандидатов в депутаты от АМН к незаконным действиям.

Из 12 материалов, выставивших в отрицательном свете Либеральную партию, 5 воспроизвели один и тот же сюжет: словесное нападение одной из гражданок в адрес Дорина Киртоакэ. *Глас народа преследует представителей Либеральной партии. Отдельные граждане их числа тех, кто посмелее, не стали дожидаться встречи с избирателями и решают высказать прямо на улице все, что думают они о либералах, - вещает ведущий.* Затем полностью воспроизводится «речь» женщины, которая называет лидеров оппозиции бандитами и проводит параллель между ними и Гитлером. Это злобное излияние кульминирует фразой: *„А в морду не хотите, г-н Киртоакэ, а?!“*. Таким образом, канал использует агрессивный язык и прививает ненависть к определенному конкуренту на выборах (см. **Целевое исследование №2**).

В другом сообщении, направленном на дискредитацию лидеров оппозиции, речь идет о несчастном случае со смертельным исходом, который произошел в ходе подготовки одной из встреч представителей ЛП с избирателями. Стилль повествования с обилием эпитетов, подходящий для комментария, но не для сообщения, а также источники информирования, к которым прибегает репортер, свидетельствуют о его тенденциозности по отношению к субъектам сообщения. В информации, которая содержится в тексте

репортера, отсутствуют ссылки на какие-либо источники. Несмотря на то, что речь идет о трагичном случае с летальным исходом, репортер НИТ не пытается узнать подробности в полиции или больнице скорой помощи, он ограничивается цитированием одного из очевидцев, который не хочет попасть в кадр и пригрозил *свернуть шею* журналисту, если его лицо появится на экране (**см. целевое исследование №1**).

Попытка дискредитации ЛДПМ просматривается в другом сообщении, в котором утверждается, что у этого конкурента на выборах есть связи в преступном мире. «НИТ» заявляет, опираясь на видеоматериал из интернета, что на выборах ЛДПМ рассчитывает на поддержку лиц с криминальным прошлым. Из представленных кадров не ясно, кто именно говорит, но репортер утверждает, что речь идет о бывших заключенных, *тело которых сплошная татуировка*. Из-за низкого качества видеоизображения и звукозаписи довольно трудно расслышать, о чем беседуют эти люди (24 июля). Материал о переносе мероприятия ЛДПМ на Площади Великого Национального собрания из-за сильного проливного дождя в действительности не сообщение, а комментарий политического обозревателя, который проводит параллель между джипами класса люкс и дорогостоящими костюмами – и простыми людьми, мокнущими под дождем (20 июля).

Нередки случаи, когда репортеры «НИТ» не отделяют факты от оценок и включают в сообщение собственную точку зрения на то или иное событие. Так, в период наблюдения «НИТ» передал 2 сообщения, в которых репортер без всяких ссылок на какой-либо источник объявляет процент избирателей в отдельных населенных пунктах, которые проголосуют 29 июля за Партию коммунистов. Репортеры утверждают также, что жители Единоц *с ужасом вспоминают времена, когда страной руководили демократы* (27 июля); что жители Кэинарь *не дадут себя запугать* и что *воспоминания о событиях 7 апреля и сейчас вселяют в них страх* (24 июля); что 27 июля - историческая дата для одного из сел Кэушенского района, так как именно в этот день был сдан в эксплуатацию газопровод (27 июля).

Корректность и сбалансированность источников/плюрализм мнений. Результаты мониторинга показывают, что «НИТ» игнорирует принцип плюрализма мнений и, руководствуясь определенными правилами отбора источников, не предлагает телезрителям достаточно разнообразные точки зрения для того, чтобы помочь им сформировать собственное мнение о конкурентах на выборах. Большинство сообщений предвыборного характера инспирированы либо из одного источника, либо из нескольких источников, которые, однако, выражали одну и ту же точку зрения.

Из 31 спорного материала, переданного в эфир в период 20-28 июля, только в 11-ти слово было предоставлено всем сторонам конфликта. Как правило,

обвинения в адрес ПКРМ сбалансированы репликой представителей этого конкурента на выборах, тогда как обвинения, приведенные в адрес остальных участников предвыборных гонок, в большинстве случаев остаются без ответа.

Так, 27 июля «НІТ» цитирует представителя ПКРМ Марка Ткачука, который заявил, что оппозиция лишилась морального права на победу на выборах, и выдвинул различные обвинения в адрес ее лидеров – *это озлобленные тоталитарные секты, а политический рэкет, за который манифестировали тысячи молодых людей, плюнул в них и использовал как пушечное мясо.* Оппозиции право на реплику не предоставлено.

Другие примеры несбалансированных сообщений: пресс-конференция ПКРМ, на которой Георге Петренко обвиняет ряд СМИ и одного члена ЛДПМ в тенденциозности (20 июля); рекламный материал ПКРМ, в котором Игорь Додон нападает на оппозицию, утверждая, что она и впредь не поддержит избрание президента и снова спровоцирует новые выборы, на которые потребуются новые расходы (24 июля); сообщение, в котором кишиневская администрация подвергается критике за непринятие мер с целью положить конец наводнениям (22 июля); сообщение о кандидатах на выборах, подозреваемых в причастности к подделке денег (22 июля); критические высказывания Союза ветеранов войны в Афганистане в адрес оппозиционных партий (23 июля) и др.

Все эти материалы противоречат положениям Регламента ЦИК, согласно которому вещательные организации обязаны освещать предвыборную кампанию сбалансировано и непредвзято, а сообщения электорального характера должны отвечать критериям *беспристрастности, сбалансированности и стимулирования свободного формирования мнений посредством изложения точек зрения оппонентов.*

Используемая лексика и видеосъемки: В ходе предвыборной кампании канал «НІТ» широко использовал кадры, отснятые 7 апреля во время массовых беспорядков, сопровождая ими, как правило, материалы, в которых в отрицательном контексте шла речь о конкурентах из оппозиции. Примером может послужить сообщение о мероприятии, запланированном ЛДПМ, но несостоявшемся из-за сильного проливного дождя – фоном для этого репортажа стали кадры, запечатлевшие разгром здания Парламента и Президентуры (20 июля).

Этот канал в некоторых случаях прибегал к монтажу для усиления смысловой нагрузки сообщения. Так, в сообщении о совместной пресс-конференции ЛП, ЛДПМ и АМН акцент ставится на утверждениях Урекяна о том, что он не претендует на пост президента страны. Сообщение ставит под сомнение его слова, так как в материал включены и ранее отснятые кадры, запечатлевшие

Урекяна, который заявляет: «Я хочу, хочу, хочу и буду президентом», затем в кадре появляется Владимир Филат, который иронично улыбается. Совершенно очевидно, что в этом случае использован прием повторения определенных фрагментов и соответствующий монтаж с целью создать впечатление наличия разногласий в стане оппозиции (21 июля).



EU TV

Включение в освещение предвыборной кампании. В период 20-28 июля «EU TV» передал 54 сообщений, прямо или косвенно касающихся выборов, в том числе 24 под рубрикой *Избирательная кампания-2009*. 28 июля в рамках программы «Monitor» канал передал восемь репортажей, посвященных избирательному процессу и действиям правительства, включая два сообщения, косвенно благоприятствующих ПКРМ (репортаж с правительственного заседания по проблеме кредитов для открытия бизнеса молодыми предпринимателями, из которого телезритель узнает, что сумма кредита на инициирование собственного бизнеса увеличилась, а в кадре появляется вице-премьер Виктор Степанюк, который баллотируется по спискам ПКРМ; сообщение о компенсациях, предоставляемых Правительством жертвам политических репрессий), а также репортаж, косвенно выставляющий в выгодном свете ХДНП (посещение вице-премьером Юрием Рошкой Агентства материальных резервов). Примечательно, что в период 20-28 июля на «EU TV» прозвучали в общей сложности шесть сообщений по 2-3 минуты каждое о деятельности вице-преьера Юрия Рошки, который является и лидером ХДНП, а его частые появления в кадре косвенно благоприятствует этому конкуренту на выборах.

Беспристрастность и объективность. В период наблюдения «EU TV» продолжал благоприятствовать ХДНП и прямо или косвенно рекламировать ПКРМ, тогда как конкуренты на выборах, представляющие партии либеральной ориентации, нередко были поставлены в неблагоприятные условия, в частности, их лишением права на реплику в спорных сообщениях. Симпатия «EU TV» к ХДНП и кандидатам этой партии проявлялась не только в широкой – практически ежедневной – медиатизации интенсивной деятельности вице-преьера Юрия Рошки (20 июля – посещение воинской части, 21 июля – посещения Бэлцкой мотопехотной бригады и Криковского пенитенциария, 22 июля – посещение патрульного отряда «Scut», 23 июля – заседание по проблемам миграции под председательством Ю. Рошки), но и в детальном изложении заявлений кандидатов в депутаты Парламента от ХДНП: каждый раз эти заявления анонсировались в обзоре информационного выпуска как наиболее важные события дня (20, 22, 24, 25,

26, 27 июля). 27 июля вне рубрики *Избирательная кампания-2009* в эфир прошло сообщение о заявлениях аналитика В. Сокора, который, согласно «EU TV», выразил надежду, что ХДНП пройдет в парламент РМ и заодно заявил, что *„либеральные партии ведут грязную игру»*. 27 июля в рубрике *Избирательная кампания-2009* прозвучал репортаж о капитальном ремонте дома культуры села Фештелица района Штефан-Водэ, который стал возможным *«исключительно благодаря ХДНП»*.

В то же время, «EU TV» передал ряд положительных репортажей о деятельности правительства и заявлениях с явно предвыборным оттенком премьер-министра Зинаиды Гречаной, баллотирующейся по спискам ПКРМ (20 июля – Гречаная потребовала выяснить причины задержки зарплат; 22 июля – половина депонентов банка «Investprivatbank» получили свои вклады – заявления с пресс-конференции Зинаиды Гречаной в штаб-квартире ПКРМ и на фоне с символами этой партии; в этом же номера – стоимость природного газа снизится, и НАРЭ рассмотрит тарифы в сторону их снижения; 23 июля – подписание меморандума о предоставлении кредита в миллиард долларов китайской компанией; 24 июля – открытие Джурджулештского терминала по перевалке зерновых, в кадре появляются кандидаты ПКРМ Воронин и Додон; 26 июля – В. Воронин приветствует намерение Китая выделить Молдове кредит в миллиард долларов и др.).

Что касается других конкурентов на выборах, в частности, партий либеральной ориентации, на этом канале они фигурировали больше в отрицательном контексте. Так, 22 июля в эфир прошел репортаж с пресс-конференции генерального прокурора В. Горбули, который в очередной раз заявил, что *массовые беспорядки 7 апреля были организованы, и это однозначно*. В тот самый момент, когда репортер воспроизводит слова прокурора о *членах некоторых радикальных группировок, которые прибыли в Молдову из-за рубежа*, в очередной раз начинается прокручивание кадров от 7 апреля, в которых мелькают лидеры оппозиции Дорин Киртоакэ и Влад Филат. В репортаже отмечается также, что среди тех, на кого возбуждены уголовные дела в связи с событиями 7 апреля, числятся члены ЛП и ЛДПМ, но никаких имен в этом плане не называется. «EU TV» не представил и точку зрения либеральных партий на обвинения прокурора Горбули, тем самым грубо нарушив нормы профессиональной этики.

Деятельность местной публичной администрации Кишинева, ассоциируемая с именем Дорина Киртоакэ – мэра столицы и кандидата в Парламент по спискам Либеральной партии, – находилась в центре внимания «EU TV» в ряде репортажей. 21 июля был передан материал с заседания кишиневского муниципального совета, прошедшего под председательством Александра Кордуняну (ХДНП). После противоречивых дебатов в вопросе о положении дел в управлении здравоохранения, фракция ЛП покинула заседание, а «EU

TV» заявил, что *„фракция ЛП сорвалась с цепи»*. 26 июля телевизионный канал сообщает, что *неправильные названия улиц в Кишиневе – проблема, которая оставляет равнодушной столичную администрацию..* Несмотря на то, что «EU TV» обосновывает это заявление единственным примером («ул. Марии Чиботарь» вместо « ул. Марии Чеботарь»), в репортаже об ошибках говорится во множественном числе. Более того, в конце материала автор напоминает, что в Кишиневе более 300 улиц, и тем самым как бы дает понять, что неточностей в названиях много, но мэрия не исправляет их.

Неодобрительное отношение к ЛП проявляется также в тенденциозном отборе сюжетов и выделенном им эфирном времени. Так, 20 июля Д. Киртоакэ упоминается в двух сообщениях: одно продолжительностью 33 секунды с пресс-конференции, в ходе которой ЛП обвинила правящую партию в развале страны, другое – продолжительностью 2 минуты 40 секунд, о вербальном нападении на Киртоакэ одной гражданки, озаглавленное «*D. Chirtoaca huiduit în stradă*» (Д. Киртоакэ охаян публично).

22 июля «EU TV» передал в эфир тенденциозный репортаж о конфликтной ситуации в Хынчештском районном совете, в котором в неблагоприятном свете представлен другой конкурент на выборах - Демократическая партия. В репортаже под анонсом *„Головы полетели в Хынчештском районном совете! Сегодня совет принял решение о приостановлении деятельности председателя Хынчештского районного совета и его двух заместителей, ответственных за сельское хозяйство и экономику. Мотивом стало превышение служебных полномочий с их стороны в пользу отдельных партий и нецелевое расходование фондов»* шла речь о внеочередном заседании Хынчештского райсовета. Репортер не сообщил никаких дополнительных подробностей насчет обвинения в использовании средств не по назначению и представил позицию только одного советника, который обвиняет председателя района А. Кетрару в предоставлении помещения для Демократической партии, членом которой он является. «EU TV» не предоставил право на реплику остальным субъектам, о которых шла речь в репортаже (председателю района репортер позвонил, но ему сказали, что идет заседание и в данный момент абонент не может с ним говорить; других попыток получить его комментарий автор не предпринял. Также, репортер не попытался узнать мнение двух заместителей председателя района или представителей ДППМ). Следует отметить, что на второй день после этого события А. Кетрару дал пресс-конференцию, на которой заявил, что заседание районного совета было созвано противоправно, однако «EU TV» не стал возвращаться к этому сюжету. В заключение репортажа из Хынчешть было объявлено, что временным председателем района Хынчешть избран советник от ХДНП.

Корректность и сбалансированность источников/плюрализм мнений. Из 9 спорных сообщений, переданных каналом в обозреваемый период, позиция

всех сторон конфликта была изложена только в 3 случаях. Тогда как заявления оппозиционных партий уравниваются путем презентации точки зрения представителей ПКРМ, этот принцип, как правило, не применяется в тех случаях, когда идет речь о заявлениях правящей партии. Например, 21 июля, когда Ассоциация «Promo-Lex», реализующая один из проектов по мониторингу выборов, обвинила представителей ПКРМ в запугивании наблюдателей, «EU TV» представил и реплику представителя ПКРМ в ЦИК С. Сырбу, а 23 июля в сообщении об обращении ЛП к Генпрокуратуре с призывом опровергнуть заявления насчет участия членов этого формирования в организации протестов 7 апреля, был включен и ответ генпрокурора В. Горбули. С другой стороны, в распространенных 23 и 24 июля сообщениях, в которых Партия социалистов «Patria-Родина» и Союз ветеранов войны в Афганистане призвали граждан голосовать за ПКРМ и выступили с жесткими обвинениями в адрес либеральных партий, последним не было предоставлено право реплики.

4. Выводы

На основании результатов мониторинга можно сделать вывод, что в период 20-28 июля охваченные наблюдением каналы продолжали допускать серьезные отклонения от этических и профессиональных принципов, что мешает проводить избирательную кампанию корректно, сбалансировано и беспристрастно.

- На общественных каналах «Moldova 1» и «Radio Moldova» сохранилась тенденция выборочного применения принципов непредвзятого, сбалансированного и беспристрастного освещения парламентских выборов. После поступившего замечания со стороны ЦИК на последней неделе отмечено незначительное улучшение положения дел в плане обеспечения беспристрастности, объективности и плюрализма мнений.
- Канал с национальной зоной покрытия «Prime TV» передал ряд сообщений предвыборного характера, рекламирующих действующее правительство, а значит – и правящую партию. Остальным конкурентам на выборах не нашлось места в информационных выпусках канала.
- Канал с квазинациональным охватом «NIT» открыто благоприятствовал ПКРМ, подавляющее большинство сообщений об этом конкуренте на выборах было подано в положительном ключе, а материалы, касающиеся оппозиционных партий, отличались порочащим характером. Канал использует агрессивную журналистскую лексику и прививает ненависть.

- Канал с квазинациональным покрытием «EU TV» сравнительно беспристрастно освещает события, прямо или косвенно связанные с предвыборной кампанией и конкурентами на выборах. Однако обилие материалов, благоприятствующих ХДНП, свидетельствует об определенной ангажированности канала в пользу этой партии.

5. Меры, предпринятые в целях улучшения положения дел

В ходе предвыборной кампании НЦЖ подготовил 5 отчетов о результатах мониторинга, которые были доведены до всеобщего сведения на пресс-конференциях, распространены по электронным адресам и помещены на сайте НЦЖ и на информационном портале Moldova azi (www.azi.md). Грубые случаи нарушения принципов профессиональной этики рассматривались в целевых исследованиях, которые также помещались на портале Moldova azi.

Все отчеты были направлены в адрес ЦИК и КСТР с просьбой принять необходимые меры по обеспечению беспристрастности и стимулирования свободного формирования мнений.

13 июля Координационный совет по телевидению и радио в специальном пресс-релизе *рекомендовал вещательным организациям обеспечить в новостных программах беспристрастность, сбалансированность и стимулирование свободного формирования мнений, а в случае сюжетов, касающихся конфликтных ситуаций, обеспечить соблюдение принципа информирования из нескольких источников, согласно ст. 7 Кодекса телевидения и радио.*

16 июля КСТР выступил с очередным сообщением для печати, в котором отмечается, что в последнее время в адрес КСТР поступают сигналы от ряда потребителей программ, согласно которым в программные комплексы отдельных вещательных организаций включаются передачи предвыборного характера, не соответствующие сеткам вещания и внутренним регламентам, утвержденным КСТР. И в первом, и во втором случае сообщения для печати отличались общим характером, были обращены ко всем вещательным организациям, освещающим избирательную кампанию, без каких-либо конкретных примеров нарушения законодательства.

23 июля КСТР обратил внимание шести каналов - «Moldova 1», «NIT», «Pro TV», «Eu TV», «TV 7» и N4 - на несоблюдение принципа плюрализма мнений в информационных программах.

6. Рекомендации:

- Охваченные мониторингом СМИ должны использовать отчеты о результатах мониторинга как инструменты саморегулирования и устранить выявленные недостатки с тем, чтобы в дальнейшей работе:

«Moldova 1» и «Radio Moldova»

- информировали избирателей правдиво, беспристрастно и непредвзято;
- устранили дискриминацию в применении принципа плюрализма и разнообразия мнений, а также в предоставлении права на реплику;
- освещали события верно, не искажая действительность путем фильтрации и «стерилизации» сообщения конкурентов на выборах.

«NIT»

- отказался в сообщениях от оценки/комментариев предвыборных мероприятий политических партий или их представителей;
- устранил дискриминацию в применении принципа плюрализма и разнообразия мнений, а также в предоставлении права на реплику;
- учитывал политические убеждения различных категорий населения, обеспечил политико-социальную сбалансированность и плюрализм, а также свободу выражения мнения;
- освещал события верно, не искажая действительность различными монтажными трюками и комментариями;
- не распространял сообщения, содержащие подстрекательство к ненависти и насилию.

«Prime TV»

- участвовал в освещении избирательной кампании, обеспечивая доступ аудитории к разнообразным источникам информации.

«EU TV»

- соблюдал принцип беспристрастности по отношению ко всем конкурентам на выборах;
- устранил недостатки, связанные с несбалансированным освещением сторон в конфликтных ситуациях.

- Наблюдательному совету Компании «Телерадио-Молдова» принять меры по обеспечению сбалансированного освещения, в интересах

общественности, предвыборной кампании на общественных каналах «Moldova 1» и «Radio Moldova».

- В соответствии с положениями Кодекса телевидения и радио, Координационному совету по телевидению и радио принять конкретные меры к вещательным организациям, нарушающим право жителей РМ на полное, объективное и верное информирование, право на свободное выражение мнения и право на свободное распространение информации посредством телерадиоорганизаций.

«Коалиция-2009» - добровольный союз общественных организаций Республики Молдова, которые ставят своей целью способствовать обеспечению свободных, честных, прозрачных и демократических выборов Парламента Республики Молдова и продолжают работу по стимулированию свободных и честных выборов, начатую Коалицией-2005 и Коалицией-2007. В настоящий момент в Коалицию входят более 70 общественных организаций.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Целевое исследование №1

«NIT», «CURIER», 22 июля, 21.30

Ведущий: Октавиан Волку; Репортер: аноним

22 июля в информационном выпуске «Curier» телеканал «NIT» передал в эфир материал, подготовленный с грубыми отклонениями от журналистских требований к написанию сообщений. Несмотря на то, что основой для репортажа послужил инцидент со смертельным исходом, материал не содержит никаких подробностей, которые ответили бы на главные вопросы, на которые обязаны отвечать СМИ: кто? что? когда? где? как? и почему?, а представляет собой синтез событий, произошедших за последние дни, о которых автор рассказывает ироничным тоном, особенно в первой части материала.

После того, как ведущий в студии объявляет: *“Неудачи преследуют либералов одна за другой. Мужчина скончался в результате поражения электрическим током во время последних приготовлений встречи Либеральной партии с избирателями. Последние дни предвыборной кампании несут либеральным партиям лишь мрачные вести и беды. Ни одну из трех партий не минула чаша сия»*, автор-аноним продолжает:

*«Первыми под удар попали либерал-демократы. В воскресенье сильный ливень сорвал массовое мероприятие, запланированное Владом Филатом. Водные потоки **очистили** Площадь Великого национального собрания за считанные минуты, а акция протеста, в ходе которой Влад Филат обещал представить доказательств мнимой фальсификации выборов 5 апреля, сорвалась. Сражу же после этого Серафим Урекян получает страшную весть от Барометра общественного мнения – рейтинг Партии «Альянс Молдова ноастрэ» упал ниже 3-процентной отметки. Во вторник Серафим Урекян открыто заявляет журналистам, что не претендует более на пост президента Республики Молдова. Сегодня – очередная напасть: несчастный случай в Кишиневе бросает тень на Либеральную партию. Этим вечером либерал Дорин Киртоакэ должен был участвовать во встрече, которую пришлось отменить по трагической причине. Один из участников работ по организации встречи скончался в результате поражения электрическим током. Все попытки спасти его оказались тщетными».*

Судя по тому, как построен материал – вначале *ливень/Филат* и *Барометр общественного мнения/Урекян*, и лишь затем подробности о трагедии с летальным исходом – можно констатировать, что журналистскому факту (смерть человека) отведена второстепенная роль в этом материале. Репортаж преследует не информирование аудитории о трагедии как таковой, эта

информация служит лишь «элементов начинки» сообщения, призванного доказать, что либералы терпят неудачу за неудачей.

Стиль повествования с обилием эпитетов, подходящий для комментария, но не для сообщения, а также источники информирования, к которым прибегает репортер, свидетельствуют о его тенденциозности по отношению к субъектам сообщения. В информации, которая содержится в тексте репортера, отсутствуют ссылки на какие-либо источники. Несмотря на то, что речь идет о трагичном случае со смертельным исходом, репортер НИТ не пытается узнать подробности в полиции или больнице скорой помощи, он ограничивается цитированием одного из очевидцев, который не хочет попасть в кадр и пригрозил *свернуть шею* журналисту, если его лицо появится на экране. Затем журналист заявил, что пытался получить информацию у председателя фракции ЛП в муниципальном совете и у Дорина Киртоакэ, которых в тот момент не было на месте происшествия, и уточняет, что первый отказался от комментариев, а со вторым не удалось связаться.

Вывод: тот факт, что подобный материал был включен в информационный выпуск НИТ, свидетельствует об ангажированности канала в ущерб определенных конкурентов на выборах.

Целевое исследование №2
«НИТ». «Curier». 21, 22, 23 июля.
Ведущий: Октавиан Волку,
Репортер: аноним

20 июля частный телеканал с квазинациональной зоной покрытия передал сообщение, согласно которому Либеральная партия нарушает Кодекс о выборах. Материал построен на обвинениях полиции в адрес Либеральной партии, якобы превысившей сроки, предусмотренные для проведения встречи с избирателями села Бэчой Яловенского района, которая продолжалась и после 22.00.

Материал, цитирующий ряд источников, завершается фрагментом, который является вербальным нападением одной из жительниц села в адрес Дорина Киртоакэ в присутствии журналистов и самого Киртоакэ. Из материала не ясно, кто это гражданка, где и когда произошел инцидент.

Вставка: *Вы поразительно похожи на Гитлера, вам бы только усики - и копия Гитлера. И Филат тоже, и этот, г-н Урекян, я его знаю давно, так как была под его крылом в те времена, когда была председателем профкома на предприятии, была юристом-экономистом, и прекрасно знаю Урекяна, знаю, какой он бандит и все вы там бандиты, которые рветесь к власти. Но не выйдете, ясно вам? Вам нужен 61*

депутат, чтобы избрать президента, но у вас не будет ничего. В лучшем случае у вас будет 11 депутатов, не более того. Победят коммунисты, потому что это сильная партия. Вы же обманщики, вы обвиняете всех и вся и пугаете пенсионеров, что отнимете наши паспорта.

21 июля канал вновь передает в эфир эту злобную тираду, но уже как отдельное сообщение.

Ведущий: “Глас народа преследует представителей Либеральной партии. Отдельные граждане их числа тех, кто посмелее, не стали дожидаться встречи с избирателями и решают высказать прямо на улице все, что думают они о либералах. На этой неделе самым посещаемым на нашем сайте стало сообщение о том, как простая гражданка «охаяла» вице-председателя ЛП:

Затем полностью воспроизводится «речь» женщины, которая кульминирует фразой: „А в морду не хотите, г-н Киртоакэ, а?!!!“

23 июля НIT включает эту вставку в завершение информационного выпуска, в рубрике *No Comment*.

Тот факт, что НIT целиком включает агрессивное излияние женщины в первом материале, затем воспроизводит его в виде отдельного сообщения и повторяет неоднократно, указывает на серьезные отклонения от принципов профессиональной этики, в частности в том, что касается подстрекательства к ненависти. Такие ярлыки, как «бандит», «обманщик, а также ассоциации с Гитлером, усиленные неоднократным повторением, подпадают под действие ст. 13 Кодекса поведения вещательных организаций, принятого КСТР в 2007 году и который обязывает вещательные организации не подстрекать в материалах к ненависти и насилию против отдельных лиц или групп граждан. Повторение этого фрагмента, который не отвечает элементарным требованиям к материалам СМИ, - свидетельство тенденциозности канала «NIT», его намерения привить аудитории чувство ненависти к субъектам, о которых идет речь в материале.