

Доклад о ситуации в СМИ Республики Молдова в 2010 году



В докладе кратко изложены наиболее значительные события, характеризующие ситуацию в СМИ Республики Молдова в 2010 г. Кроме того, доклад содержит главу о состоянии прессы в Приднестровье.

Содержание¹:

- I. Развитие и тенденции молдавских СМИ в 2010 году
 - *Свобода прессы в Молдове согласно международным оценкам*
 - *Политический контекст*
 - *СМИ в избирательных кампаниях*
 - *Рынок медиа*
- II. Общественное телевидение и радио
 - *Координационный совет по телевидению и радио*
 - *ОНТРО Компания „Телерадио-Молдова”*
 - *ОРТРО Компания „Телерадио Гагаузии”*
 - *„Телерадио-Бэлць”*
- III. Свобода выражения мнения и диффамация в 2010 году
 - *Законодательные новинки.*
 - *Судебные иски к СМИ.*
 - *Случаи нарушения прав журналистов.*
- IV. Свобода прессы в Приднестровье
- V. Выводы и прогнозы на 2011 год

¹Доклад доступен на румынском, английском и русском языках. Подготовлен Дориной Костин, координатором Департамента политик и законодательства в области СМИ Независимого центра журналистики, при финансовой поддержке *Civil Rights Defenders, Швеция*.

Изложенные в докладе суждения принадлежат Независимому центру журналистики, спонсоры не несут за них никакой ответственности.

„Средства массовой информации должны информировать граждан о том, что представляет общественный интерес, и проводить журналистские расследования в строгом соответствии со своей компетенцией” (ст. 4 часть 2 Закона о свободе выражения мнений №64/2010)

I. Развитие и тенденции молдавских СМИ в 2010 году

Свобода прессы в Молдове согласно международным оценкам

Согласно докладу *Индекс свободы прессы в мире в 2010 году*, опубликованному *Reporters sans frontières* (RsF) в октябре 2010 года, Республика Молдова в рейтинге свободы СМИ поднялась на 39 позиций по сравнению с показателями предыдущего года и заняла 75 место (19,13 балла) против 114 места (33,75 балла) в 2009 году. В 2010 году Республика Молдова среди стран Центральной и Восточной Европы, а также стран бывшего Советского Союза уступила лишь две позиции Греции и четыре – Болгарии. Румыния опередила Молдову на 22 позиции. Согласно докладу RsF, первые пять строк в классификации по разделу свободы прессы в мире занимают Финляндия, Исландия, Нидерланды, Норвегия и Швеция. Рейтинг стран с точки зрения свободы прессы замыкают Туркменистан (176), Северная Корея (177) и Эритрея (178).

В 2009 году и в докладе RsF, и в исследовании Freedom House отмечался регресс свободы печати и демократии в Республике Молдова. В 2010 году показатели по этому разделу заметно улучшились, и об этом свидетельствовали все доклады о свободе прессы в Республике Молдова. Эта тенденция объясняется, прежде всего, диверсификацией источников информации, стимулированием конкуренции СМИ, принятием законов, благоприятных для свободы выражения мнений, а также сокращению случаев агрессии в отношении работников прессы.

Политический контекст

В 2010 году политическая ситуация в стране резко отличалась от той, что сложилась за последнее десятилетие. Перемены, произошедшие на политической арене в конце 2009 года, продолжали и в 2010 году поражать и будоражить общество. Но над всеми этими переменами довлела неуверенность, связанная с неизбежностью досрочных парламентских выборов. В течение года в Республике Молдова был дан старт многим реформам – правда, не все они были встречены с энтузиазмом гражданским обществом.

После того, как в 2009 году провалились четыре попытки избрания президента Республики Молдова парламентом, в течение примерно полутора лет страной руководил временно исполняющий обязанности главы государства. В 2010 году было предпринято несколько попыток решить вопрос с временным статусом главы государства и избежать новых досрочных выборов путем пересмотра процедуры избрания президента страны. В этом плане поступили две инициативы: Альянса за европейскую интеграцию (АЕИ) и оппозиции (Партии коммунистов). Но ни одно из предложений по пересмотру Конституции не встретило должной поддержки. В результате, 5 сентября 2010 года был проведен первый в истории Р. Молдова конституционный референдум о необходимости пересмотра статьи 78 Основного закона страны с тем, чтобы глава государства избирался народом прямым голосованием. Но

референдум, который должен был положить конец политическому кризису в стране, провалился из-за пассивности граждан, и роспуск парламента стал неизбежным.

28 ноября 2010 года состоялись досрочные парламентские выборы. Партии, составляющие АЕИ, решили идти на выборы каждая в отдельности. Если в начале предвыборного марафона у рядовых граждан складывалось впечатление, что входящие в правящий альянс политические формирования располагают некими общими интересами и стратегией, то по мере того, как избирательная кампания набирала обороты, участились агрессивные выпады бывших партнеров в отношении друг друга. Это дезориентировало избирателей, намеревавшихся поддержать на выборах АЕИ, а не ту или иную входящую в него партию. В гонки по досрочным парламентским выборам включилось 20 политических формирований и столько же независимых кандидатов.

В 2010 году были внесены поправки в Кодекс о выборах. Порог прохождения политических партий в парламент снизился с 6 процентов до 4. Кроме того, были разрешены предвыборные блоки, снят запрет на двойное гражданство для кандидатов в депутаты, пересмотрены положения об освещении избирательной кампании средствами массовой информации в плане предоставления им более широкой свободы и т.д. Благодаря этим изменениям и заинтересованности власти в стимулировании состязательности конкурентов по выборам и повышении активности избирателей, кампания по досрочным парламентским выборам 28 ноября 2010 года заметно отличалась от предыдущих. Гражданское общество и избирательные структуры развернули разъяснительную кампанию в прессе; телевидение и радио организовали интерактивные предвыборные дебаты; конкуренты по выборам применили новые, не использовавшиеся ранее средства предвыборной агитации и пропаганды и т. д.

Разница между результатами досрочных парламентских выборов от 28 ноября 2010 года и 29 июля 2009 года была незначительной. И в том, и в другом случае оказалось невозможным сформировать парламентское большинство, способное избрать главу государства.

По итогам выборов 28 ноября в парламент Республики Молдова прошли четыре партии: Партия коммунистов (ПКРМ), набравшая 39,34 процента голосов (42 мандата), Либерал-демократическая партия (ЛДПМ -29,42%, 32 мандата), Демократическая партия (ДПМ -12,70%, 15 мандатов) и Либеральная партия (ЛП - 9,96%, 12 мандатов). Остальные 35 конкурентов по выборам набрали все вместе 8,58% голосов, которые были распределены между победителями равномерно. Явка избирателей составила 63,37 процента.²

Самый большой сюрприз на этих выборах преподнесла ЛДПМ, которая совершила настоящий прорыв – набрала почти на 13% голосов больше, чем в июле 2009 года, и получила в парламенте XIX созыва на 14 мандатов больше. Рейтинг этой партии значительно вырос в то время, когда ее лидер занимал пост премьера. Будучи в должности главы правительства, Влад Филат вышел на первую позицию в рейтинге политиков, которым граждане доверяют больше всего³ - ему отдали предпочтение 18,2% респондентов.

Альянсу Moldova Noastra (АМН) не удалось преодолеть избирательный порог – он набрал лишь 2,05% голосов. В результате, после ноября 2010 года одна из четырех партий, составляющих АЕИ, осталась вне парламента Республики Молдова, а также вне АЕИ-2. Всего

² <http://www.e-democracy.md/elections/parliamentary/2010/results/>

³ Барометр общественного мнения, ноябрь 2010
<http://ipp.md/libview.php?l=ro&idc=156&id=558&parent=0>

АЕИ располагает в парламенте 59 мандатами, тогда как для избрания главы государства необходим 61 мандат.

В первые месяцы 2011 года парламент должен избрать главу государства, в противном случае политический кризис сведет к нулю все попытки правительства осуществить демократические реформы. В этом же 2011 году состоятся местные выборы, в том числе в муниципалитет Кишинева, который последние четыре года возглавляет генпримар Дорин Киртоакэ, вице-председатель Либеральной партии.

СМИ в избирательных кампаниях

В июне 2010 года парламент Республики Молдова внес изменения в Кодекс о выборах. Ряд статей об участии СМИ в предвыборной кампании был пересмотрен, кроме того, документ был дополнен несколькими пунктами по согласованию с гражданским обществом, политическими партиями, СМИ и экспертами-правоведами. Гражданское общество внесло ряд предложений по совершенствованию законодательства, около 90% которых были учтены. Таким образом,

- (i) были отделены положения, касающиеся предвыборной агитации и освещения предвыборной кампании средствами массовой информации;
- (ii) были закреплены принципы работы СМИ в предвыборной кампании;
- (iii) были включены гарантии как в отношении конкурентов по выборам и их доступа к СМИ, так и в отношении издательской независимости и прозрачности в работе вещательных организаций;
- (iv) была проведена грань между полномочиями Координационного совета по телевидению и радио (КСТР) и Центральной избирательной комиссии (ЦИК) и т.д.

Однако некоторые изменения, внесенные в Кодекс о выборах, идут вразрез с положениями Кодекса телевидения и радио. Авторы поправок исключили из Кодекса о выборах ненужное положение, обязывающее КСТР утверждать концепцию освещения избирательной кампании, справедливо полагая, что вполне достаточно принятия ЦИК регламента освещения предвыборной кампании средствами массовой информации. Вместе с тем, хотя эта обязанность КСТР была изъята из Кодекса о выборах, она осталась в Кодексе телевидения и радио, что породило законодательную неразбериху. Одно из новых положений Кодекса о выборах обязывает вещательные организации вносить в КСТР под собственную ответственность декларации об учредителях и издательской политике в предвыборных кампаниях – требование, направленное на повышение прозрачности вещательных организаций. Но эта статья идет вразрез с положением Кодекса телевидения и радио, обязывающим вещательные организации в начале избирательной кампании представлять в КСТР лишь концепцию ее освещения. В Кодексе телевидения и радио есть и другие положения, не соответствующие Кодексу о выборах.

В новых политических условиях 2010 года, более благоприятных для прессы, СМИ пришлось сдать два экзамена по разделу „освещение избирательных кампаний”: в кампании по проведению референдума от 5 сентября и в кампании по проведению досрочных парламентских выборов 28 ноября.

Внимание, которое уделили отечественные и зарубежные эксперты поведению СМИ в кампании по организации и проведению конституционного референдума в сентябре 2010 года, не шло ни в какое сравнение с мониторингом, проводимым в отношении прессы в предыдущих предвыборных гонках. 48 вещательных организаций подключились к освещению кампании по проведению конституционного референдума. КСТР обнародовал два своих решения по поводу освещения кампании средствами массовой информации (25 августа и 3

сентября), но и в том, и в другом случае не может идти речь о подлинном мониторинге, так как не был проведен качественный анализ медиапродукта, все свелось лишь к подсчету эфирного времени, выделенного участникам кампании. Вместе с тем, КСТР опубликовал три решения о наложении взысканий на телеканалы Moldova 1, Publika TV и NIT за нарушение законодательства о выборах. Гражданское общество подвергло критике⁴ решение КСТР наказать первые два телеканала – за призыв к избирателям идти на референдум и за распространение просветительского ролика. NIT был наказан за несоблюдение принципа информирования из нескольких источников и искажение действительности в сюжетах, распространенных в рамках информационного выпуска *Curier*⁵.

В то же время Ассоциация электронной прессы (APEL) констатировала, что ОНТРО „Телерадио-Молдова” в своих информационных выпусках придерживалась легальных норм и профессиональных стандартов при освещении кампании по организации референдума, а ОРТРО „Телерадио Гагаузии” в значительной степени использовала те же порочные практики, что и в предыдущих предвыборных кампаниях⁶.

Поведение СМИ в кампании по досрочным парламентским выборам подверглось тщательному мониторингу Центра независимой журналистики (ЦНЖ), Ассоциации независимой прессы (АНП), APEL – членов Коалиции membri ai C Коалиции за свободные и честные выборы – Коалиции 2009, а также Миссии по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ, КСТР и Компании «Телерадио-Молдова», которая провела мониторинг собственных передач. Кроме того, отчеты и специальные доклады по результатам мониторинга опубликовали Альянс по борьбе с коррупцией⁷ и Центр информирования и документирования о правах ребенка (CIDDC)⁸.

К освещению предвыборной кампании подключились 45 вещательных организаций, в том числе 26 телеканалов. Согласно статье 64¹ Кодекса о выборах, аудиовизуальные СМИ с национальным покрытием обязаны бесплатно предоставить конкурентам по выборам еженедельно по 5 минут на ТВ и по 10 минут на радио для презентации своей предвыборной платформы, а общественные каналы – плюс еще по 1 минуте бесплатного эфира ежедневно на предвыборную рекламу. Кроме того, каналы с национальным покрытием, подключившиеся к освещению предвыборной кампании, обязаны проводить предвыборные дебаты.

В ходе предвыборной кампании ЦНЖ и АНП провели мониторинг 7 телеканалов (Moldova 1, Prime TV, 2 Plus, NIT, N4, Jurnal TV, Publika TV), трех радиостанций (Radio Moldova, Prime FM, Vocea Basarabiei), 12 периодических изданий местного и национального уровня (*Moldova Suverană*, *Независимая Молдова*, *Flux*, *Jurnal de Chişinău*, *Timputul de dimineaţă*, *Комсомольская правда в Молдове*, *Evenimentul Zilei*, *Панорама*, *Голос Бэлць* (Бэлць), *Вести Гагаузии* (Комрат), *Сувântul* (Резина), *Gazeta de Sud* (Чимишлия), двух информационных агентств (Moldpres, Infotag) и двух информационных порталов (www.omg.md, www.unimedia.md).

Как в отчетах о результатах мониторинга неправительственных СМИ, так и в докладах ОБСЕ /БДИПЧ и отчетах КСТР отмечался значительный прогресс, достигнутый компанией «Телерадио-Молдова» и остальными вещательными организациями с национальным покрытием в плане соблюдения требований объективности, плюрализма мнений и грамотного информирования. Вместе с тем, телеканал NIT проявил явную и порой агрессивную

⁴ http://www.ijc.md/index.php?option=com_content&task=view&id=544

⁵ http://www.ijc.md/Publicatii/mlu/Buletin_44_ro.pdf

⁶ http://www.apel.md/public/upload/md_Raport_APEL_monitorizare_Referendum_2010.pdf

⁷ <http://www.e-democracy.md/files/elections/parliamentary2010/report-aac-elections-2010-ro.pdf>

⁸ <http://www.e-democracy.md/files/elections/parliamentary2010/report-ciddc-elections-2010-ro.pdf>

ангажированность в пользу ПКРМ, открыто пренебрегая легальными и профессиональными требованиями.

Согласно заключительному отчету о результатах мониторинга СМИ в предвыборной кампании⁹, опубликованному ЦНЖ, НІТ вел себя как карманное телевидение: журналисты сопровождали кандидатов ПКРМ на большинство встреч с избирателями и открыто вели предвыборную кампанию в пользу этого конкурента. Каналу не удалось обеспечить плюрализм мнений в выпусках новостей и представить политических субъектов непредвзято, объективно и сбалансировано¹⁰. Субъективная издательская политика стала причиной, по которой в последней предвыборной кампании КСТР наложил на НІТ три взыскания.

Медиарынок

В 2009 году, одновременно со сменой власти в Кишиневе молдавское общество оживилось. На медиарынке Р. Молдова заметно активизировалась конкуренция. После апреля 2009 года в СМИ начался захватывающий процесс оздоровления. Это явление заметно невооруженным глазом. Но если перед телевидением и онлайн-СМИ открываются радужные перспективы, печатная пресса на информационном рынке страны, напротив, начинает терять почву под ногами.

Несмотря на это, 2010 год не стал исключением в плане появления новых периодических изданий. Список печатных СМИ пополнили четыре газеты, три на румынском языке и одна на русском: *Evenimentul Zilei*, *Gazeta de Sud* (по сути, это новое название чимишлийской газеты *Business Info*), *Adevărul* и *Новости дня*.

Газета *Evenimentul Zilei*, учредителем которой является SRL *Evenimentul zilei*, отвергает все предположения о связи с политическими структурами. Издательская политика или возможная принадлежность к одному из существующих в стране трастов остается неизвестной¹¹. Не лучше обстоит дело с гласностью и в отношении газеты *Новости дня*, на сайте которой можно узнать лишь имена членов редакционного коллектива¹².

Что касается газеты *Adevărul*, первый номер которой вышел в свет в декабре 2010 года, известно, что она входит в трастовую компанию *Adevărul Holding* (Румыния), владельцем которой является Дину Патричиу. Газета заявила, что дистанцируется от издательской политики *Adevărul*-Бухарест. В команду *Adevărul Moldova* входят 14 журналистов из Р. Молдова и Румынии. Ранее Дину Патричиу заявлял о намерении основать в 2010 году в Р. Молдова и газету *Click*, а также журнал на русском языке *Blik*¹³.

В 2010 году увеличилось и число новостных телеканалов – в эфир вышли *Jurnal TV* и *Publika TV*. Презентация первого состоялась 5 марта 2010 года, своим существованием этот канал обязан немецким инвестициям в размере около миллиона евро¹⁴. *Jurnal TV* является составляющим *Jurnal Trust Media*, в который входят также радиостанция *Jurnal FM*, периодическое издание *Jurnal de Chişinău* с онлайн-вариантом www.ziar.jurnal.md, таблоид *Apropo* с электронной версией www.apropomagazin.md, экономическое издание

⁹ http://www.ijc.md/Publicatii/monitorizare/Report_elect_final_en.pdf

¹⁰ http://cca.md/sites/default/files/Raportul_nr._III_final_monitorizarea_reflectarii_campaniei_electorale_alegeri_parlamentare_anticipate_28.11.2010.pdf

¹¹ <http://evenimentul.md/?l=ro&a=7>

¹² <http://daynews.md/?l=ru&a=9>

¹³ 6 декабря 2010, Агентство Monitor Media

¹⁴ *Jurnal de Chişinău*, 6 октября 2009

ECONOMIST (онлайн-страница www.eco.md), новостной портал www.jurnal.md и рекламное агентство „Reforma Advertising”.

Канал Publika TV стартовал 7 апреля 2010 года, он также входит в один из медиахолдингов (Realitatea Cașavencu, Румыния), начальные инвестиции в канал составили 4,5 миллиона евро. Этот же траст открыл и радиостанцию Publika FM, которая пока ограничивается ретрансляцией программ телеканала.

Эти два новостных телеканала разбудили участников молдавского медиарынка. Информационные выпуски каждый час, ток-шоу на румынском и русском языках, политические дебаты, развлекательные программы и многое другое – все это реанимировало отечественный медиапродукт и воскресило медиарынок в целом. Их появление породило активный процесс миграции журналистов из одной редакции в другую и повысило спрос на них, что вместе с тем привело к нехватке кадров в редакциях некоторых газет, информационных агентств, телеканалов и радиостанций. В результате этих перемен в конечном итоге в выигрыше оказались потребители информации.

Если еще недавно телезрители Республики Молдова ощущали острую нехватку соответствующих передач дискуссионного характера, то 2010 год в этом плане стал поворотным – теперь практически все телеканалы активно проводят ток-шоу и открытые дебаты. В этом же году телеканал Prime, который обеспечивает ретрансляцию в Р. Молдова московского канала ОРТ, сделал существенные инвестиции в собственные программы. Prime развернул серию информационных выпусков, дискуссионных и развлекательных программ. В результате потребители программ на русском языке и российские власти выразили недовольство в связи с сокращением эфирного времени на ретрансляцию российского телеканала и расширением программ и собственных передач на румынском языке. Пятьсот ветеранов войны Р. Молдова обратились с открытым письмом к руководству России и Первого канала, в котором обвинили Prime TV в том, что он передает в эфир лишь 40% российского аутентичного медиапродукта¹⁵.

В ноябре 2010 года общественный телеканал Румынии TVR 1, у которого КСТР Р. Молдова в 2007 году незаконно отозвал лицензию на вещание, возобновил ретрансляцию через телеканал 2 Plus. По сути, TLF M International, владелец канала с национальным покрытием 2 Plus, который сейчас ретранслирует TVR 1 в Р. Молдова, был тем каналом, в пользу которого в 2007 году была отозвана лицензия румынского канала. TVR 1 имел лицензию на вещание на этой частоте, действительную до 2011 года. Сразу же после вынесения на конкурс лицензии TVR 1, администрация оспорила в суде решение КСТР, но проиграла дело во всех инстанциях Р. Молдова. В августе 2008 года TVR 1 обратился в ЕСПЧ по поводу нарушения права на свободное выражение мнения и права на собственность. После смены властей в Кишиневе TVR 1 и молдавская администрация обсудили вопрос и решили его мирным путем.

В 2010 году в Р. Молдова заработали и несколько радиостанций: Radio Sport, Publika FM, Prime FM, Aquarelle FM. Radio Sport – первая в Р. Молдова специализированная радиостанция, вещает в Кишиневе; Publika FM, которая является частью траста Realitatea Cașavencu, провозгласила себя каналом новостей, аналитических материалов и комментариев; Prime FM, который входит в холдинг Prime holding, является, по сути, новым „лицом” бывшей муниципальной радиостанции Antena C, переданной в концессию. Aquarelle FM – радиоканал для женщин, входит в медиagrupпу Aquarelle.

¹⁵ 6 октября 2010, Агентство Monitor Media

Также в 2010 году на молдавский медиарынок вышла компания Media Image Group, которая специализируется на мониторинге СМИ и анализе медиа-контента. Головной офис компании находится в Румынии. Media Image Group предоставляет правительственным организациям, общественным компаниям, многонациональным корпорациям и неправительственным организациям профессиональные услуги по мониторингу прессы и анализу медиа-контента. В компании работают 15 квалифицированных специалистов из Кишинева, которые вместе с бухарестскими коллегами готовят доклады по ежедневному мониторингу печатных СМИ и информационных выпусков телеканалов.

По данным КСТР, в настоящее время в Р. Молдова действует 50 телестудий, 48 радиостудий и 180 распространителей услуг ТВ. 25 телестудий и 18 радиостудий расположены и вещают не в Кишиневе, а в других регионах Р. Молдова. Что касается печатных СМИ, по данным Национального бюро статистики, в 2008 году на территории страны насчитывалось 518 редакций (журналов, периодических изданий, газет), тогда как www.moldpres.md указывает на 170 периодических изданий, выходящих в Р. Молдова. Хотя статистических данных об онлайн-СМИ в Р. Молдова нет, доступно более 20 новостных порталов. В настоящее время действует также 8 функциональных информационных агентств. Большинство редакций ТВ, радио и печатных изданий располагают и собственными веб-страницами.

Онлайн-СМИ в 2010 году продолжали развиваться. Эта тенденция наиболее ярко просматривается в потоке рекламы, направляемой на онлайн-прессу. В Р. Молдова, как и во всем мире, онлайн-реклама самая популярная. Согласно portalу Totul.md, рекламные баннеры отличаются демпинговыми ценами, которые составляют 0,55 - 3 евро за 1000 объявлений, тогда как средние цены в Европе, России и Румынии превышают 10 долларов за 1000 листовок. По прогнозам экспертов, в 2010-2013 гг. расходы на рекламу в журналах и газетах снизятся на 2%, а расходы на рекламу онлайн возрастут примерно в три раза.

С активизацией рынка ТВ и Интернета отмечен определенный кризис на сегменте информационных агентств. Они лишились части своих подписчиков, в том числе по причине возросшего доступа к качественной информации на новостных и онлайн-каналах.

II. Общественное телевидение и радио

Положение дел по этому разделу не сильно изменилось в 2010 году. Несмотря на прогресс, достигнутый Компанией „Телерадио-Молдова“, общественная телерадиоорганизация остается зависимой от коррумпированной и отжившей системы.

Координационный совет по телевидению и радио

Хотя в 2010 году КСТР, на первый взгляд, частично восстановил утраченный авторитет регулирующего органа, он по-прежнему не может соответствовать политическим, экономическим и прочим интересам аудиовизуального рынка. Оздоровление и реанимация учреждения в этот период активно стимулировались. Однако вызывает сомнение демократический настрой ряда членов КСТР, которые еще вчерашними решениями вызвали острую критику в свой адрес со стороны общества, а со сменой власти „всерьез“ принялись исполнять роль выразителей общественных интересов. Если в целом работа КСТР была безусловно более профессиональной по сравнению с предыдущими годами, то отдельные моменты и особенности, специфичные для этого регулирующего органа, подтверждают его анахронизм. Ведь как может КСТР пользоваться авторитетом, вызывать уважение и почтение к вещательным организациям, если он не в состоянии справиться с каналом НТТ, который продолжает открыто и вызывающе пренебрегать всеми этическими принципами?

В 2010 году КСТР, чтобы доказать свою настойчивость в процессе реабилитации, пришлось сдавать экзамен по ряду позиций: взгляд на предвыборные кампании, взаимодействие с новой властью, отношения с вещательными организациями и авторитетность в их кругах, процесс принятия решений, открытость к гражданскому обществу и противостояние давлению со стороны представителей групповых интересов.

Анализируя поведение КСТР в предвыборных гонках 2010 года, необходимо отметить существенную разницу между двумя кампаниями – по проведению конституционного референдума 5 сентября и по досрочным парламентским выборам 28 ноября. Однозначно, КСТР не сдал экзамен на проведение конституционного референдума, проявил пассивность и бездействие.

Оценивая участие КСТР в кампании по проведению конституционного референдума, *Коалиция за свободные и честные выборы - Коалиция 2009* обнародовала сообщение для прессы, в котором подвергла критике пассивность КСТР. В частности, Коалиция констатировала, что КСТР не выполнил свои установленные законом задачи, так как:

- a) не обнародовал список национальных вещательных организаций в сроки, предусмотренные законодательством о выборах;
- b) не обеспечил соблюдение вещательными организациями статьи 64 (prim) часть (2) Кодекса о выборах, согласно которой они обязаны в первую неделю предвыборной кампании представить в КСТР декларацию об издательской политике на период выборов с указанием владельца/владельцев учреждения;
- c) продемонстрировал формальное отношение и небрежность к содержанию деклараций об издательской политике вещательных организаций;
- d) не представлял в ЦИК отчеты о результатах мониторинга каждые две недели, как это предусмотрено Кодексом о выборах.¹⁶

¹⁶ <http://www.e-democracy.md/files/elections/referendum2010/pr-coalition-19-08-2010-ro.pdf>

Вместе с тем, в ходе кампании по досрочным парламентским выборам 28 ноября КСТР удалось пробудить интерес гражданского общества и даже стимулировать его активность. В рамках программы поддержки, развернутой Советом Европы, зарубежные эксперты разработали для КСТР и „Телерадио-Молдова” методологию мониторинга аудиовизуальных программных комплексов, утвержденную КСТР постановлением №129/29.10.2010. Эксперт Совета Европы, пресс-аналитик словацкой организации „МЕМО 98” Марек Мрачка, в частности, ассистировал КСТР в процессе мониторинга порядка освещения кампании по досрочным парламентским выборам вещательными организациями с национальным покрытием. Кроме того, с помощью зарубежных экспертов и при поддержке неправительственных медиаорганизаций КСТР разработал единую карту мониторинга услуг аудиовизуальных программ, одобренную на одном из заседаний КСТР. В ходе предвыборной кампании КСТР опубликовал 4 доклада о результатах мониторинга национальных вещательных организаций. Эти отчеты, а также техника проведения мониторинга были разработаны в полном соответствии с профессиональными стандартами. Крайне важно, что КСТР удалось провести профессиональный мониторинг медиапродукта вещательных организаций с наиболее широким территориальным покрытием; однако не менее важно, чтобы по результатам этих наблюдений были предприняты надлежащие меры, так как КСТР не только осуществляет мониторинг, но и контролирует. Все доклады о результатах мониторинга подтвердили неадекватное поведение телеканала с национальным покрытием НIT, по крайней мере в ходе предвыборной кампании, однако КСТР показал свою полную неспособность противостоять нарушениям. За исключением каких-то мизерных санкций, КСТР не смог заставить этот канал пересмотреть свою издательскую политику и привести ее в соответствие с законодательством и этическими нормами. Напротив, под натиском НIT и ПКРМ, развязавших медиакампанию против КСТР и государственных органов, члены КСТР в некоторой степени спасовали. Следовательно, по разделу „осуществление властных полномочий по отношению к вещательным организациям” в 2010 году КСТР со своими задачами не справился.

В июне 2010 года, впервые за всю историю КСТР, парламент Р. Молдова отклонил годовой отчет о деятельности учреждения за 2009 год, поскольку данный орган не справился и с миссией гаранта общественных интересов. Согласно Кодексу телевидения и радио, в случае отклонения отчета парламентом КСТР должен представить меры по реабилитации. Однако контроль, осуществляемый парламентом над деятельностью КСТР, не принес никаких результатов в связи с отсутствием механизма его исполнения. Кодекс телевидения и радио не предусматривает механизмов осуществления контроля, а оговаривает лишь возможность отклонения отчета о деятельности КСТР, хотя подобное решение не может иметь никаких последствий.

В том что касается противодействия, оказываемого КСТР любому политическому или экономическому влиянию, регулирующий орган не смог проявить свою независимость, в частности в рамках конкурса радиочастот в октябре 2010 года. 19 октября 10 из 11 представленных на конкурс частот выиграл один вещательный оператор – VDT, практически неизвестный на рынке электронных СМИ Р. Молдова, в ущерб двум крупным операторам – Jurnal TV и Publika TV. Позднее VDT отказался от 8 выигранных частот. На том же заседании КСТР выделил 4 из 7 представленных на конкурс частот одной радиостанции – Maestro FM. Тот факт, что все телевизионные частоты были получены одним вещательным оператором, вызывает сомнения в беспристрастности решения КСТР и независимости этого органа от политического и экономического влияния.

Поскольку 3 должности членов КСТР остались вакантными в ноябре 2010 года, в первые месяцы 2011 года парламент назначит в Координационный совет по телевидению и радио трех

новых членов. Ранее эти должности занимали Кармелия Албу, Валериу Солтан и Руслан Плешка.

ОНТРО Компания „Телерадио-Молдова”

Прогресс, достигнутый общественной телерадиоорганизацией в 2010 году в отношении независимой редакционной политики, корректного и бескомпромиссного отражения событий, был отмечен как молдавским обществом, так и международными наблюдателями. Отчеты о мониторинге ее деятельности, подготовленные КСТР и гражданским обществом в ходе последних избирательных кампаний, свидетельствуют о ее соответствии профессиональным стандартам СМИ.

В 2010 году отмечено заметное отдаление общественной телерадиоорганизации от издательской политики, благоприятствующей властям. Соответствующий прогресс был подтвержден в мониторинговых исследованиях и простимулирован инвестициями европейских структур в эту организацию. Очевидный отказ от практики подобострастного отношения к правительству стал возможен с назначением 6 новых членов Наблюдательного совета (НС), а также новой администрации.

После того как в конце 2009 года НС Компании "Телерадио-Молдова" отправил в отставку председателя и двух директоров, поскольку те не обеспечивали плюрализм мнений и превратили организацию в политический инструмент, в начале 2010 года было избрано новое руководство. В ходе публичного конкурса, в котором на 3 вакантные должности претендовали 27 человек, председателем Компании был избран Константин Марин. Анжела Сырбу стала директором телевизионного канала Moldova 1, а Александру Дороган возглавил радиостанцию Radio Moldova.

Были также организованы конкурсы на замещение ключевых должностей на телеканале и радиостанции. Так, были назначены новые редактор-ведущий Radio Moldova и директор Департамента "Новости" телеканала Moldova 1. В марте 2010 года на конкурсной основе были распределены должности специальных корреспондентов, авторов новостей и редакторов-ведущих.

В отчете по мониторингу освещения избирательной кампании по досрочным парламентским выборам¹⁷, APEL констатирует, например, что ОНТРО Компания „Телерадио-Молдова” в своих информационных программах практически восстановила общественный характер вещания и "надлежащим образом использовала возможности, предоставляемые нормативными актами в области освещения выборов средствами массовой информации". Одновременно НЦЖ¹⁸ в мониторинговых отчетах за тот же период отмечал, что Moldova 1 и Radio Moldova проявили себя совсем не так, как прежде, в ходе избирательных кампаний 2009 года. Они отказались от порочной практики позиционирования в первую очередь центральной администрации и правящих партий. Кроме того, в сообщениях был обеспечен плюрализм мнений. КСТР¹⁹ регистрировал отсутствие случаев, которые, с точки зрения законности, вызывали бы озабоченность тем, как освещается избирательная кампания в новостных передачах общественного телевизионного канала Moldova 1. В итоге миссия ОБСЕ/БДИПЧ²⁰ в своем предварительном отчете о досрочных парламентских выборах, заключила, что "В целом общественное телевидение соблюдало законные условия по

¹⁷ <http://www.e-democracy.md/files/elections/parliamentary2010/report-apel-elections-2010-3-ro.pdf>

¹⁸ http://www.ijc.md/index.php?option=com_content&task=view&id=568&Itemid=1

¹⁹ http://www.cca.md/sites/default/files/Raport_de_monitorizare_perioada_18_-_29_octombrie_2010_.pdf

²⁰ <http://www.osce.org/odihr/elections/73835>

обеспечению сбалансированного, беспристрастного и объективного отношения ко всем электоральным конкурентам".

В результате совершенствования работы "Телерадио-Молдова" в плане независимости и профессионализма, иностранных доноров и представителей европейских организаций заинтересовала возможность осуществления в этой организации демократических принципов посредством проектов подготовки персонала и технического оснащения. В ноябре 2010 года правительство Словацкой Республики безвозмездно предоставило "Телерадио-Молдова" технику на сумму 100.000 евро²¹. С 2010 года компания получает консультативную помощь и инструктаж в рамках проекта, внедряемого ЦНЖ-Кишинев в партнерстве с Бухарестским центром независимой журналистики.

В июле 2010 года НС утвердил Стратегию развития ОНТРО Компании „Телерадио-Молдова" на 2010-2015 годы, в которой дан анализ нынешней ситуации, а также ряд предложений по дальнейшему развитию. Стратегия разработана экспертом Европейского вещательного союза Борисом Бергантом при финансовой поддержке ПРООН в Молдове.

В ноябре 2010 года был проведен новый конкурс на замещение должности члена НС, после того как Игорь Мунтяну, занимавший ее с 2006 года, был назначен послом в США. Согласно Кодексу телевидения и радио, КСТР отбирает на пост члена НС по 2 кандидата и передает предложения профильной парламентской комиссии. Однако в связи с роспуском парламента в сентябре 2010 года назначение нового члена НС "Телерадио-Молдова" было отложено до учреждения парламента после выборов 28 ноября.

ОРТРО „Телерадио Гагаузии”

Компания "Телерадио Гагаузии" (ТРГ) не добилаь прогресса и в 2010 году. Напротив, на фоне интенсивного развития "Телерадио-Молдова" провал регионального общественного вещательного оператора выглядит еще более очевидным. Согласно мониторинговым отчетам, редакционная политика этой компании далека от профессиональных стандартов и демократических ценностей, а общественные интересы, которые должен представлять оператор, подменяются интересами властей.

APEL осуществляла мониторинг программ новостей ТРГ как во время избирательной кампании по досрочным парламентским выборам 28 ноября, так и в ходе кампании по выборам башкана Гагаузской автономии.

Согласно отчету APEL²², ТРГ пристрастно (по частоте и продолжительности) освещала события и деятельность электоральных конкурентов; пренебрегала воспитательной ролью, которая в ходе избирательной кампании отводится общественному вещательному оператору, а предвыборные дебаты проводила с отклонениями от демократических норм.

Вместе с тем мониторинг ТРГ на протяжении кампании по выборам башкана продемонстрировал лучшую организацию предвыборных дебатов по сравнению с периодом парламентских выборов. Однако вещательный оператор не предоставлял электоральным конкурентам бесплатное эфирное время ни для презентации программ, ни для рекламы.²³

²¹ 05 ноября 2010, Агентство Monitor Media

²² http://www.apel.md/public/upload/md_Raport_Monitorizare_APEL_11_2010.pdf

²³ <http://info-prim.md/?a=10&x=&ay=35975>

Директор телеканала ТРГ Виталий Гайдаржи заявил на пресс-конференции 8 ноября 2010 года, что общественное телевидение Гагаузии проявляет политическую пристрастность в пользу ПКРМ. По его словам, председатель Компании Екатерина Жекова контролирует редакционную политику вещательного оператора, благоприятствующую ПКРМ. Как сообщило Информационное агентство Info-Prim Neo ²⁴, Гайдаржи заявил, что Жекова напрямую вмешивалась в организацию предвыборных дебатов, запрещая задавать неудобные вопросы кандидатам-коммунистам во время избирательной кампании 2009 года, а с мая 2010 года запретила появляться в эфире и ему. Виталий Гайдаржи был освобожден от должности в 2007 году и восстановлен в ноябре 2008-го, согласно решению суда.

В ноябре 2010 года НС ТРГ отстранил Екатерину Жекову от должности председателя Компании. Согласно Информационному агентству INFOTAG²⁵, соответствующее решение было принято за закрытыми дверями, в отсутствие прессы, а причиной отставки стал несогласованный с НС отпуск. Голосами пяти членов НС директор общественной радиостанции Мария Парфенова была избрана исполняющей обязанности председателя ОРПРО "Телерадио Гагаузии". Руководство НС выразило недовольство тем, что телевидение передает в эфир мало сообщений об отдаленных селах автономии.

Около полутора лет НС ТРГ действовал в неполном составе, работали только 5 человек. Вину за низкое качество деятельности Компании гражданское общество возложило на неэффективность работы неуккомплектованного НС. Осенью 2010 года Народное собрание назначило четырех недостающих членов НС, которые в ноябре и сместили с должности председателя Компании. Четыре позиции новых членов НС ТРГ заняли Денис Пынтя, Александру Георгицэ, Николае Шуканов и Федор Кирович.

В связи с отставкой председателя ТРГ Союз молодых журналистов Opinion-MD распространил сообщение для прессы, в котором заявил протест против давления, оказываемого на редакционный коллектив ТРГ новым составом НС, а также контролирующими его политическими силами. Согласно заявлению молодых журналистов, Наблюдательный совет, который не собирался на заседания более полугода, с помощью отставки Екатерины Жековой добивался подчинения Компании частным интересам.²⁶

„Телерадио Бэлць”

В конце 2009 года КСТР обязал примэрию Бэлць провести разгосударствление "Телерадио Бэлць" (ТРБ) до 1 февраля 2010 года. 3 декабря 2009 года Бэлцкие власти приняли решение о приватизации ТРБ, объявив инвестиционный конкурс, однако в приватизационной комиссии не было зарегистрировано ни одного желающего. В этих условиях провалились и еще 4 конкурса по приватизации ТРБ, последний финишировал 22 июня 2010 года. Если в ходе первых трех конкурсов примэрия Бэлць, являющаяся владельцем ТРБ, сохраняла цену активов ТРБ на отметке 1,5 миллиона леев, то впоследствии эта цена снизилась до 900 тысяч леев. Новый владелец в течение 2010-2011 гг. должен был обеспечить инвестиции в полмиллиона леев²⁷.

Хотя 12 апреля 2010 года истек срок действия лицензии на вещание ТРБ, организация продолжала работать. Несмотря на истечение срока действия лицензии и ее участие в приватизационном конкурсе, муниципальный совет Бэлць постановил в июне выделить ТРБ около 160 тысяч леев для покрытия расходов на подготовку передач о деятельности примэрии

²⁴ <http://info-prim.md/?a=10&x=&ay=34603>

²⁵ <http://www.azi.md/ro/story/14671>

²⁶ <http://www.newsmoldova.ru/newsline/20101116/188445639.html>

²⁷ 06 мая 2010, Агентство Monitor Media

Бэлць. В сентябре 2010 года коммунистическое большинство в муниципальном совете проголосовало за выделение еще 123,5 тысячи леев "на оплату услуг, оказываемых ТРБ" (освещение деятельности примэрии Бэлць), а за услуги ТРБ в сентябре-октябре муниципальный совет заплатил около 82 тысяч леев.²⁸ Согласно Агентству Monitor Media, „местные наблюдатели полагают, что примэрия и муниципальный совет, контролируемый коммунистическим большинством, располагают, таким образом, рычагами влияния на редакционную политику канала”.²⁹

11 членов муниципального совета Бэлць выразили недовольство деятельностью ТРБ, подписав в январе 2010 года заявление с осуждением его редакционной политики, благоприятствующей интересам ПКРМ. По мнению советников, в выпусках новостей ТРБ использует одностороннюю информацию агентств, ангажированных ПКРМ, в частности Агентства OMEGA, а некоммунистическая часть совета не имеет доступа к вещанию.³⁰

После провала четырех конкурсов по приватизации ТРБ администрация Бэлць заявила, что направит запрос парламенту Р. Молдова, в котором будет ходатайствовать о внесении изменений в Кодекс телевидения и радио с тем, чтобы ТРБ стала региональной компанией со статусом общественной медиаорганизации. Однако 27 декабря, согласно Агентству Monitor Media, муниципальный совет Бэлць постановил ликвидировать ТРБ, после того как 9 ноября 2010 года КСТР запретил вещание в связи с истечением срока действия лицензии. Процесс ликвидации ТРБ начнется 1 марта 2011 года.³¹

²⁸ 30 сентября 2010, 09 декабря 2010 года, Агентство Monitor Media

²⁹ Агентство Monitor Media, *idem*.

³⁰ 22 января 2010, Агентство Monitor Media

³¹ 27 декабря 2010, Агентство Monitor Media

III. Свобода выражения мнения и диффамация в 2010 году

Законодательные новшества

Помимо дополнений к Кодексу о выборах, касающихся СМИ, о которых упоминалось в первой главе, в апреле 2010 года, после существенных многолетних усилий ЦНЖ, был принят *Закон о свободе выражения*, который вступил в силу в октябре 2010 года. Этот закон представляет собой компиляцию европейских стандартов в области свободы выражения и защиты частной жизни. Закон содержит положения, касающиеся расширения права на свободное выражение мнений, особенностей свободы выражения СМИ, запрета цензуры, свободы критиковать государство и публичные власти, права на уважение частной жизни, в том числе частной жизни публичных персон, эффектов презумпции невиновности в отношении свободы выражения, защиты источников и др.

Закон вводит досудебную процедуру решения случаев диффамации (с помощью подачи предварительного запроса распространителю информации). Кроме того, закон вводит дополнительные требования к форме иска в суд и новые положения относительно формы расчета государственного сбора за рассмотрение искового заявления. В законе ограничиваются меры по обеспечению действий, которые могут применяться в случаях диффамации, разъясняется задача доказательств и презумпции, применяющихся в подобных случаях, разъясняется порядок публикации опровержения и реплики, форма оценки морального ущерба, нанесенного физическим и юридическим лицам, и обстоятельства, которые исключают ответственность за диффамацию.

В том что касается эффекта этого закона для СМИ, он защищает конфиденциальность источников: так, издание, обнародовавшее информацию, полученную из конфиденциальных источников, не может быть обязано раскрывать личность источника в рамках гражданского или административного процесса. Вместе с тем отказ редакции раскрывать источник информации не лишает ее остальных гарантий, которые имеет ответчик в рамках судебной процедуры. В то же время в рамках уголовного процесса следственный орган или судебная инстанция, в условиях закона, могут обязать орган СМИ раскрыть источник информации, но только в том случае, если удовлетворена совокупность условий. Кроме того, закон определяет сроки, в случае истечения которых взыскание компенсации морального ущерба становится невозможным. Вместе с тем если тот, кто считает себя оклеветанным, не выдвигает претензий относительно компенсации морального ущерба в предварительном запросе, он не может на нее претендовать и в исковом заявлении.

Закон о свободе выражения будет способствовать надлежащему рассмотрению случаев о диффамации. Верное исполнение закона исключит на практике возможность нарушения права на свободное выражение, что ощутимо сократит число возможных обвинительных приговоров против Р. Молдова в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ).

Кроме того, в 2010 году был принят и *Закон о разгосударствлении публичных периодических изданий*, который вступит в силу в начале 2011 года. Закон является важным шагом в направлении повышения уровня издательской независимости и свободы СМИ, принимая во внимание, что в Р. Молдова существует более 40 центральных, районных, муниципальных и др. публичных (государственных) изданий, находящихся под финансовым и издательским контролем учредителя. Закон определяет формы и процедуры разгосударствления публичных изданий посредством реорганизации, приватизации или ликвидации. Цель закона:

- a) гарантировать в условиях политического плюрализма свободу выражения и доступ населения к информации, что будет способствовать свободному формированию общественного мнения;
- b) укрепить издательскую и творческую независимость периодических изданий;
- c) гармонизировать пропорции публичной собственности с функциями государства и административно-территориальных единиц;
- d) развивать конкуренцию периодических изданий;
- e) привлекать инвестиции и обеспечивать эффективный менеджмент в области периодических изданий.

В 2010 году парламент внес изменения в ст. 66 ч. (3) Кодекса телевидения и радио, согласно которым вещательный оператор может обладать максимум пятью лицензиями на вещание в одной административно-территориальной единице, тогда как до принятия соответствующих поправок вещательный оператор мог иметь не более двух лицензий на вещание. Таким образом, считают эксперты в сфере медиа, облегчается утверждение на вещательном рынке позиций монополистов и "берлусконизация" электронных СМИ, ставится под угрозу разнообразие медиа-контента, оказывается давление на конкуренцию.

Судебные иски к СМИ

Согласно данным судов Р. Молдова (суды столичных секторов Ботаника, Буякань и Центру и суды районов Басарабьяска, Кантемир, Кэлэрашь, Чадыр-Лунга, Дондушень, Флорешть, Окница, Резина, Сорока, Стрэшень, Шолдэнешть, Теленешть и Вулкэнешть³²), в 2010 году на рассмотрении находилось 22 дела о защите чести, достоинства и профессиональной репутации, в качестве ответчиков по которым проходили органы СМИ. Большинство таких случаев рассматривалось судом сектора Центру – 17 дел. Суд района Чадыр-Лунга рассматривал пять дел о защите чести, достоинства и профессиональной репутации, в четырех из которых ответчиками выступали средства массовой информации.

Случаи нарушения прав журналистов

Самый беспардонный случай ограничения свободы прессы и нарушения прав журналиста в 2010 году – это случай Варданяна. 16 декабря верховный суд самопровозглашенной Приднестровской молдавской республики приговорил Эрнеста Варданяна к 15 годам лишения свободы без конфискации имущества с отбыванием наказания в пениitenciарии строгого режима, на основании ст. 271 уголовного кодекса "государственная измена". Приднестровские власти заявили, что Варданян осужден не за свою журналистскую деятельность, а за сотрудничество с молдавскими спецслужбами. Эрнест Варданян был арестован 7 апреля 2010 года, судебное разбирательство проходило за закрытыми дверями. Подробности об этом случае приводятся в главе "Свобода прессы в Приднестровье".

Зарегистрированы также и некоторые другие случаи ограничения прав журналистов, хотя, по сравнению с предыдущими годами, меньшей интенсивности.

25 мая съемочная бригада Pro TV подверглась агрессии со стороны охранников Национального театра оперы и балета³³. Репортер и оператор пытались поговорить с администрацией театра об отказе в проведении представления, организуемого движением Фалуень Дафа, несмотря на то, что организаторы заплатили уже сбор за аренду помещения. В

³² Остальные судьи не ответили на запросы о доступе к информации и через две недели после истечения законного 15-дневного срока на предоставление ответа

³³ <http://www.protv.md/stiri/social/pro-tv-a-solicitat-sanctionarea-angajatilor-care-au-agresat-echipa.html>

запросе, направленном министру культуры, телеканал Pro TV потребовал наказать сотрудников, проявивших агрессию в отношении съемочной бригады канала.

17 июня судья Серджиу Лазар, рассматривавший дело с широким общественным резонансом, – бывшего комиссара Кишинева Якоба Гуменицэ, – допустил агрессию в отношении журналистов, обратившихся с просьбой войти в зал суда. Не объявляя заседание закрытым, судья закрыл дверь. Журналисты попытались узнать, почему им не позволено присутствовать на заседании, однако судья, прикрыв лицо папкой, поднялся и закрыл дверь, ударив рукой по камере одного из операторов.³⁴

22 июня премьер-министр Влад Филат распорядился об ограничении доступа журналистов на заседание правительства, в ходе которого обсуждал с сельскохозяйственными производителями механизм субсидирования фермеров. Несмотря на то, что пресса была приглашена на заседание, премьер попросил журналистов на десять минут покинуть зал. Филат порекомендовал репортерам привыкать к секретным заседаниям правительства.³⁵

28 июня суд сектора Буюкань оправдал полицейского из полка Scut Николае Агарича, обвинявшегося в грабеже и превышении должностных полномочий. Согласно материалу дела, 8 апреля 2009 года полицейский напал на журналиста Олега Брега за Домом правительства и избил его, отобрав две видеокамеры. Прокурор требовал для полицейского 8 лет лишения свободы, однако судья Люба Прутяну признала Агарича невиновным.³⁶

7 июля журналист и оператор телевизионного канала Publika TV подверглись нападению и угрозам со стороны двух сотрудников охраны частной фирмы, обеспечивавших безопасность жилого дома в центре Кишинева.³⁷ Согласно источнику, журналистку (Анастасию Нани) толкнул один из двух вооруженных автоматами охранников. Поскольку оператор (Валериу Исак) снимал диалог журналистки и охранника, последний в грубой форме заставил прекратить съемку, аргументировав, что это частная территория. Сотрудник охраны ударил по камере, вывернув руку оператору. Претор сектора Центру подтвердил для Publika TV, что речь идет о собственности предпринимателя Влада Плахотнюка.

14 июля был обворован офис муниципальной газеты *Capitala*. Неизвестные разбили окно в редакции, украв несколько деталей компьютеров и фотокамеру. Стоимость украденного имущества оценивается в 35 тысяч леев.³⁸

28 июля возле Апелляционного суда Кишинева сотрудник Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией проявил агрессию в отношении журналиста Jurnal TV Виктора Чобану, когда тот снимал здание Апелляционного суда. Журналист рассказал, что готовил репортаж, а сотрудник ЦБЭПК разбил его видеокамеру и забрал карту памяти, на которой были засняты кадры во время агрессии. Позднее в отделении полиции карта памяти была возвращена, но соответствующие кадры стерты. В рамках административного дела на основании ст. 78 ч. 1 Кодекса о правонарушениях сотрудник ЦБЭПК был признан виновным в физической агрессии с причинением телесных повреждений без причинения вреда здоровью. На основании этого была вынесена санкция в форме штрафа в 100 леев.

³⁴ <http://www.protv.md/stiri/social/jurnalistii-bruscaci-de-judecatorul-lui-iacob-gumenita.html>

³⁵ 23 июня 2010, Агентство Monitor Media

³⁶ <http://www.stirezilei.md/news-4330>

³⁷ 7 июля 2010, Агентство Monitor Media

³⁸ <http://www.protv.md/stiri/social/jaf-murdar-la-ziarul-primariei-chisinau.html>

17 ноября охрана временно исполняющего обязанности президента Михая Гимпу не пустила съемочную бригаду Агентства Omega на предвыборную встречу ЛП. По информации Службы защиты и государственной охраны, расследовавшей этот случай, "в рамках следствия было установлено, что сотрудник СЗГО действовал в рамках закона, согласно положениям ст. 12 Закона о Службе защиты и государственной охраны, будучи вправе ограничивать или запрещать доступ людям в определенные зоны и здания". В то же время, согласно ответу СЗГО, расследование установило, что "соответствующий сотрудник проявлял не столь адекватное поведение в отношении журналистов, не давая пройти оператору и закрывая рукой объектив видеокамеры. В результате, согласно указу директора СЗГО, указанный сотрудник получил строгое предупреждение".³⁹

26 ноября телохранители временно исполняющего обязанности президента Республики Молдова Михая Гимпу, уполномоченные проверять журналистов, пришедших на партийную конференцию ЛП, запретили съемочной группе Агентства Omega входить в конференц-зал⁴⁰. Согласно источнику, пресс-секретарь ЛП заявил, что формирование "наблюдало за Агентством Omega на протяжении избирательной кампании" и решило не допускать его представителей на пресс-конференцию Михая Гимпу "по политическим соображениям".

³⁹ <http://omg.md/Content.aspx?id=11905&lang=1>

⁴⁰ http://www.pcrm.md/main/index_md.php?action=news&id=5751

IV. Свобода прессы в Приднестровье

2010-й останется в памяти Приднестровья как год выборов⁴¹. В марте избирателям было предложено отдать голоса за тех, кто будет представлять их интересы на местном уровне. В декабре население избирало новое руководство парламента самопровозглашенной республики, которое будет обеспечивать главные направления развития региона, готовить бюджет и пересматривать законодательные рамки в последующие 5 лет. Кроме эти значимых политических событий, приднестровский лидер объявил 2010-й годом ветеранов второй мировой войны и защитников Приднестровья. Учитывая указанные события, медийная политика государственных СМИ во многом основывалась на этих «китах». В то же время неправительственные средства массовой информации предоставляли аудитории более разнообразную информацию.

Январь не был ознаменован какими-либо значимыми событиями. Приднестровские журналисты приняли участие в международном пресс-клубе „Format «А3», состоявшемся в Кишиневе, в ходе которого обсуждалось, в частности, и понятие «свобода слова». Гости клуба, журналисты российского государственного телевизионного канала "Россия 1" К. Семин и А. Кондрашов отметили, что «свобода – штука относительная, она может быть от совести, от учредителя, от учредителя конкурента. Это проблема личного выбора». Кроме того, российские коллеги заявили, что в журналистике нет объективности в чистой форме – в любом материале присутствует субъективный взгляд репортера.

Помимо этого события, газеты и информагентства напоминали о том, что активно идет предвыборный период накануне избрания депутатов местных органов власти..

В **феврале** завершилась регистрация кандидатов в депутаты местных советов. Территориальные избирательные комиссии отметили увеличение числа желающих выдвинуть свои кандидатуры. На некоторых участках на депутатский мандат претендовало по 6 человек. Создав совет учредителей государственных СМИ, власти региона зафиксировали механизмы финансовой поддержки и формирования издательской политики бюджетных изданий. Так, по принципу паритета, в совет учредителей государственных СМИ вошли представители законодательной власти (верховный совет) и исполнительной власти (президент) самопровозглашенной республики. Однако министерство информации и телекоммуникаций как орган исполнительной власти газеты и информагентства напоминали о том, что активно идет предвыборный период накануне избрания депутатов местных органов власти.

Приднестровские местные медиа в **марте** пестрели предвыборной агитацией. 28 марта состоялись выборы в органы местной администрации, в которых приняли участие 43,36% избирателей. За несколько дней до выборов Владимир Коваль, в то время исполнявший обязанности главного редактора, решением совета учредителей был назначен на должность главного редактора государственной газеты *Adevărul Nistrean*, которая еженедельно выходит на кириллице (молдавском языке) тиражом 1400 экземпляров.

30 марта, после долгих лет молчания и пассивности, представители регионального медиа-сообщества собрались на съезд Союза журналистов Приднестровья. На пост председателя союза были предложены три кандидата: главный редактор газеты *За Приднестровье* Наталья Воробьева, исполняющий обязанности главного редактора газеты *Adevărul Nistrean* Владимир

⁴¹ Подготовлено на базе информации из открытых источников и беседы с журналистами Елены Калиниченко, журналистки из Приднестровья.

Коваль и редактор издания *Новая газета* Андрей Сафонов. Большинство голосов было отдано за Наталью Воробьеву. Владимир Коваль отозвал свою кандидатуру. Съезд не обошелся без неприятных моментов, связанных с тем, что в какой-то момент выяснялось, что голос и право быть избранными имеют только члены Союза журналистов, то есть люди еще советской эпохи. Однако в зале собралось гораздо больше журналистов, в том числе известных и молодых. Многие из тех, кто выступил на съезде, обратили внимание на недостаточную подготовку журналистов в Приднестровском госуниверситете. Главный редактор и соучредитель издания *Новая газета* Андрей Сафонов заявил, что Закон о средствах массовой информации должен быть проанализирован и изменен, Приднестровье также нуждается в качественном законе о доступе к информации. Главный редактор *Новой газеты* обратил также внимание на необходимость выработки механизма социальной защиты журналистов, подчеркнув, что союз должен принимать непосредственное участие в этой деятельности. Тележурналист Евгений Зубов с сожалением отметил бездеятельность и безликость союза приднестровских журналистов.

Апрель разделил журналистику последних 10 лет в приднестровском регионе на два периода: до 7 апреля и после. Именно 7 апреля спецслужбы региона арестовали приднестровского журналиста и политолога, международный обозреватель российского информационного агентства "Новый регион" Эрнеста Варданяна, который был обвинен в государственной измене и шпионаже в пользу Республики Молдова. 7 апреля журналист вместе с супругой Ириной, находящейся в декретном отпуске, и двумя несовершеннолетними детьми (6-летним сыном и 9-месячной дочерью) возвращались с прогулки. Возле подъезда дома, в котором они живут, семью журналиста Варданяна окружила большая группа вооруженных людей, представившихся сотрудниками министерства государственной безопасности. Присутствие детей их не остановило. Эрнест Варданян был задержан по обвинению в "государственной измене". После его ареста представители спецслужб поднялись в квартиру, где провели обыск, изъяли всю компьютерную технику, фото- видео- и аудио аппаратуру (в том числе бытовую). Были изъяты также все находившиеся в квартире бумаги и записные книжки, принадлежавшие как Эрнесту Варданяну, так и его супруге. Суд, проходивший в закрытом режиме, постановил продлить арест журналиста на 2 месяца. Статья 271 уголовного кодекса самопровозглашенной Приднестровской молдавской республики "государственная измена" предусматривает лишение свободы на срок до 20 лет. Лидер тираспольской администрации Игорь Смирнов заявил, что детали случая подробности дела не будут разглашаться до окончания расследования. Подробности можно узнать по ссылке <http://ernestvardanyan.do.am/>.

По словам матери Эрнеста Варданяна Тамара Шагоян, она обратилась в общественную организацию «Союз журналистов Приднестровья» с просьбой о помощи, однако ответ был следующим: "Эрнест Варданян для нас никто", отказав таким образом в любой форме поддержки. Мать арестованного неоднократно обращалась к руководству России и других государств с просьбой оказать содействие и освободить сына. В защиту Эрнеста выступили общественные и профессиональные организации журналистов России и Украины, однако безрезультатно. После вынесения приговора Тамара Шагоян направила очередное обращение к лидерам ведущих стран мира с просьбой помочь в освобождении ее сына.

Супруга обвиняемого Эрнеста Варданяна Ирина неоднократно давала интервью молдавским медиа. Бывший президент Республики Молдова Владимир Воронин оказал ей финансовую поддержку. Молдавский премьер Влад Филат также встречался с Ириной Варданян. Вице-премьер правительства Республики Молдова Виктор Осипов заявил о том, что будет добиваться освобождения Варданяна. До сих пор, однако, все безрезультатно.

Не исключено, что через определенный промежуток времени Эрнест Варданян будет помилован либо амнистирован. Однако, по словам приднестровских правоведов, пока такое вряд ли возможно, поскольку слишком суровая обвинительная статья.

26 апреля главный редактор приднестровского государственного телеканала "Первый республиканский" Максим Сазонов был уволен со своего поста за «профнепригодность». Реальной причиной увольнения послужило открытое заявление о несогласии с деятельностью руководства телевизионного канала и министра информации и телекоммуникаций Владимира Беляева, связанной с распределением незарегистрированных доходов государственной структуры. Сазонова поддержали 24 сотрудника (примерно пятая часть работников телевизионного канала "Первый республиканский"). После увольнения Максима Сазонова все его сторонники с разницей в несколько недель написали под давлением заявления об отставке "по собственному желанию". Учитывая специфику региона, они не рискнули обратиться в международные организации за помощью в защите своих прав.

30 апреля прошло первое заседание суда по иску Тираспольской судьи Обручковой к газете *Русский прорыв* и сайту www.tiras.ru за клевету и оскорбление, в рамках которого истец требует в качестве компенсации морального ущерба 1 миллион приднестровских рублей (около 100 тысяч американских долларов). Причиной предъявления этого иска послужила статья „Народно-демократической партии „ПРОРЫВ“ отказано в рассмотрении иска или сколько стоит судья Обручкова?“, в которой газета поднимает проблему судьи Обручковой, отклонившей иск партии "Прорыв" о признании недействительными выборов на одном из участков для голосования в Тирасполе.

В мае продолжилось рассмотрение дела, связанного с газетой *Русский прорыв* и сайтом www.tiras.ru. Благодаря особенностям приднестровского законодательства и умелой защите сайт под обвинение не попал. Однако в связи со значительной суммой компенсации морального ущерба, присужденной истцу, газета закрылась, тем самым прекратив свою деятельность.

Газета *Русский прорыв*, учрежденная некоммерческим партнерством "Международная молодежная корпорация "Прорыв", выходила с января 2007 года. Она была создана в результате объединения коллективов журналистов трех приднестровских изданий – *Новый Днестровский курьер*, *Русский Рубеж* и газеты партии *Прорыв*, идеологом которой является Дмитрий Соин, политик с противоречивой репутацией, свежеиспеченный ныне избранный депутатом высшего законодательного органа региона. В последнее время издание работало под руководством редакционной коллегии, состав которой не разглашался. *Русский прорыв* – уже третья газета в Приднестровье, находящаяся под судебным прессингом. Ранее, согласно решению суда, были предъявлены санкции, приведшие к банкротству и закрытию изданий *Молодежный Марш* (редактор Олег Елков) и *Днестровский курьер* (редактор Сергей Ильченко). Как и *Русский прорыв*, эти издания считались *де-факто* скандальными проектами Дмитрия Соина (хотя юридически он не входил в состав редколлегии и не относился к учредителям) и не пользовались доверием читателей.

В этом месяце в Интернете появилось обращение якобы от имени Эрнеста Варданяна, в котором он объявил, что его принуждают признать виновность, однако он просит не верить в собственный оговор. Подробности на сайте <http://ernestvardanyan.livejournal.com>. Более того, в день 30-летия Варданяна министерство государственной безопасности самопровозглашенной республики разместило в час пик на государственном телевизионном канале видеообращение, в котором журналист "признает свою вину". Обращение было включено в подготовленную спецслужбами программу, в ходе которой прозвучали предупреждения и угрозы в адрес тех,

кто часто ездит на правый берег Днестра, обращается там за медицинской помощью или учится в высших учебных заведениях Кишинева.

В мае в четырех городах Приднестровья – Тигине, Дубэсарь, Рыбнице и Каменке – были открыты за счет бюджетных средств специальные хорошо оборудованные корпункты для государственных СМИ.

Общественная организация «Дубоссарский союз защитников Приднестровья», сформировав самостоятельную структуру, учредила газету *Факел*, выпустив в мае первый номер издания.

Первый летний месяц, **июнь**, ознаменовался завершением в Приднестровье социальной программы по бесплатному подключению школ региона (170 учебных заведений) к Интернету, инициированной компаниями „Шериф” и „Интерднестрком”. Эти же компании обязались обеспечить во всех школах настройку систем и бесплатное обслуживание.

В июне Совет учредителей государственных СМИ назначил на должность главного редактора русскоязычной республиканской газеты *Приднестровье* Леонида Ивановича, ранее занимавший пост руководителя партийной газеты *Республика*.

Июль был месяцем отпусков, поэтому на медийном пространстве и в журналистском сообществе наблюдалась некоторое затишье. Развитие получило лишь дело Варданяна. 5 июля истек срок ареста журналиста, обвиняемого в шпионаже. В тот же день в Тирасполе состоялось заседание суда, на котором было решено продлить срок ареста еще на 30 дней, до 4 августа. Адвокат Варданяна сообщил, что ни он, ни супруга журналиста не были проинформированы об этом заседании.

В **августе** был проведен конкурс документального кино „Мое Приднестровье”, посвященный 20-й годовщине провозглашения Приднестровья. Конкурс организовало министерство информации и телекоммуникаций самопровозглашенной республики. Тираспольский лидер подписал указ об учреждении Государственной премии для работников аудиовизуальных и печатных средств массовой информации. начало вещать первое в Приднестровье Интернет-телевидение Dnestr.tv (учредитель - Григорий Воловой).

Печальная весть – продлен срок ареста журналиста Эрнеста Варданяна.

В **сентябре** появилась газета *Вестник Прокуратуры ПМР*, ведомственное издание приднестровской прокуратуры. В том же месяце начался перевод абонентов телевидения на цифровое вещание. Полный перевод Приднестровья на цифровое вещание планируется осуществить к концу 2011 года.

В **октябре** приднестровские СМИ уже более интенсивно продолжили скрытую предвыборную агитацию. Огромный интерес к получению мандата депутата парламента проявили средние и крупные бизнесмены Приднестровья.

В **ноябре** в Рыбнице появился онлайн-телеканал интерактивного характера Lik TV: каждый желающий может отправить в редакцию личную видеосъемку, чтобы затем эти кадры смогли увидеть все пользователи канала.

В **декабре** в результате выборов было констатировано, что большинство мандатов в местном законодательном органе получили представители партии "Обновление"; 16 декабря верховный суд вынес приговор по делу журналиста Эрнеста Варданяна на основании статьи

271 уголовного кодекса "государственная измена": 15 лет лишения свободы без конфискации имущества с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Родственники и близкие Варданяна не согласны с таким решением и намерены добиваться рассмотрения дела Европейским судом по правам человека.

Другая печальная новость – местные бюджеты не располагают финансовыми возможностями для организации подписки региональных библиотек на периодические издания.

Под занавес года, 29 декабря, стало известно, что *Новая газета*, первое независимое издание Приднестровья, прекращает свою деятельность после почти 13-летнего существования на приднестровском медиарынке.

Итоги. 2010 год стал определяющим годом для приднестровских журналистов. Им было "объяснено" и ясно "доказано", как можно бороться с теми, кто не желает действовать в унисон с официальной прессой. Люди, к сожалению, стали и менее свободными, и менее смелыми, и менее открытыми. Случай с Варданяном отбросил приднестровское общество на десятилетие назад.

Насколько интересными для приднестровских СМИ и местной общественности были политические события в Республике Молдова?

Традиционно государственные медиа региона позиционируют Молдову в роли государства-неудачника на фоне "успешно развивающегося Приднестровья". Провал референдума в Р. Молдова стал для приднестровских государственных СМИ дополнительным поводом продемонстрировать местной общественности, "насколько плохо обстоят дела у молдавского народа с прорумынским альянсом у руля государства". Неправительственная пресса не поддержала очернение РМ.

Если в прошлом году онлайн СМИ Приднестровья по большей части заимствовали материалы с других сайтов, то в 2010-м появились собственные комментарии, мнения экспертов-политологов, приглашаемых с обоих берегов Днестра.

Комментируя ноябрьские досрочные парламентские выборы, правительственная газета "Приднестровье" написала: " Кто там кого "победил", кто у кого "выиграл", приднестровцам, например, теперь уже даже знать "скушно, господа ".

При освещении поствыборной ситуации в Р. Молдова многие приднестровские СМИ открыто проявляли симпатию к коммунистам.

Следует отметить и тот факт, что все большей популярностью пользуются социальные форумы в Интернете, и в частности <http://www.forum.pridnestrovie.org/>, а также лента комментариев информационного агентства "Новый Регион 2". Граждане с обоих берегов Днестра открыто выражают свои мнения, обсуждают проблемы, обмениваются полезной информацией – все это, разумеется, под псевдонимами.

V. Выводы и прогнозы на 2011 год

По случаю Международного дня свободы прессы комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг опубликовал сообщение, в котором отметил вызовы, стоящие перед журналистикой Европы. "Медиа-пейзаж в мире меняется с невиданной скоростью. Концентрация медиа-собственности, закрытие периодических изданий, сокращение числа сотрудников в редакциях совпадает с появлением громадных объемов непереваренной информации в Интернете. Медиарынки быстро множатся, но предлагают все более поверхностное информационное покрытие. Кризис, грозящий журналистике, похоже, становится серьезной проблемой для демократии в Европе". Президент Европейской федерации журналистов (ЕФЖ) Арне Кениг выражает обеспокоенность в ходе годовой конференции ЕФЖ: "Отрицательные последствия снижения числа редакционных сотрудников, плачевные условия работы и неэтичная журналистика определили виток спада для средств массовой информации и демократии в Европе".

Подобные заключения полностью применимы и к прессе Р. Молдова. В 2010 году произошел бум онлайн-прессы. Скорость, с которой информация циркулирует по Интернету, намного превышает возможности электронных и печатных СМИ в оперативном освещении событий. В Р. Молдова нет правовых положений, которые регулировали бы Интернет и онлайн-контент, поэтому подобный тип прессы намного более удобен, чем традиционные средства массовой информации. Для традиционных СМИ единственным шансом на то, чтобы выстоять в конкуренции с онлайн-источниками, – вложение сил и средств в онлайн-версии своего медиапродукта. Вместе с тем, оперативность не всегда предполагает грамотность и точность. Кроме того, излишняя быстрота является настоящим вызовом для сферы журналистских расследований, практически отсутствующей в молдавском медиaprостранстве. В этих условиях журналистским организациям крайне необходимо оживить дискуссии, в ходе которых можно было бы обсудить идеи и решения для новых вызовов на медиарынке Молдовы.

Хотя в целом показатели свободы прессы в Р. Молдова в 2010 году улучшились, существует серия "сковывающих" проблем, сохраняющих связь с прислуживающей, управляемой и поверхностной журналистикой. В 2010 году мы радовались повышению уровня независимости прессы от политики, но игнорировали экономический контроль, который все более сковывает медиарынок.

Прогнозы на 2011 год

Каролина Будеско, редактор портала онлайн-новостей www.azi.md: „Возможно, некоторые "более старые" формы СМИ (газеты и информационные агентства) не выстоят перед множющимся числом порталов и исчезнут. Произойдет консолидация телевизионных каналов и радиостанций, а также онлайн-порталов”.

Елена Калиниченко, журналистка из Приднестровья: „Исходя из сложившейся ситуации и наметившихся тенденций, независимые печатные СМИ Приднестровья будут проявлять большую осторожность при выборе освещаемых тем и используемой лексики, что, несомненно, лишит их индивидуальности и оригинальности. Не будем забывать, что в 2011 году в Приднестровье пройдут президентские выборы, и спецслужбы будут следить за работой журналистов с особой тщательностью. К сожалению, неправительственные печатные издания не смогут соперничать с государственными в плане ценовой политики. Интерес к радио снизится, а позиции телевидения останутся неизменными. Интернет получит импульс к развитию, поскольку приднестровское законодательство не содержит ограничений в этой

области. Все горячие дискуссии переключаются в Интернет, на социальные форумы и мультимедийные ресурсы".

В. Сандуляк, директор местного издания *Unghiul*, Унгень: „Перспективы на 2011 год хорошие. Плохие прогнозы на 2010 год не оправдались, напротив, тиражи сохранились на прежнем уровне, рекламный рынок подает очевидные знаки восстановления. В первой половине 2010 года поступления от рекламы составляли 60% от показателей 2009-го, но к концу года было собрано 99% от объема прошлогодних поступлений. Во многом это объясняется избирательной рекламой. Газеты все еще надеются, что власти исключат из Налогового кодекса положение о выплате местного сбора за рекламу, а если появятся и другие налоговые послабления, дела будут идти неплохо".

Лиана Вицу-Ешану, директор Департамента новостей канала Moldova 1: „В настоящее время сотрудники Moldova 1 активно работают с группой экспертов из Германской академии „Deutsche Welle“. Мы будем совместно развивать новую организационную схему учреждения, новые должности, новые контракты и новую сетку вещания. Приоритет Moldova 1 на 2011 год – организационная реструктуризация и повышение профессионализма сотрудников".

Андрей Барган, директор Media TV и Radio Media, Чимишлия: „В Р. Молдова благодаря проекту поддержки будут консолидироваться местные вещательные операторы. Кабельное телевидение будет постепенно разоряться, в частности в сельской местности. Оно не сможет долго сдерживать распространение цифрового телевидения от Moldtelecom, который протягивает оптоволоконно повсюду, во всех селах. Эфирные вещательные операторы не смогут расширять площадь покрытия – больше нет новых доступных частот, а существующие распределяются, как правило, КСТР для расширения столичных телеканалов и радиостанций".

Алина Раду, директор *Ziarul de Gardă*, газеты, занимающейся расследованиями: „В начале 2011 года две медиаструктуры - Omega, которая была гиперактивной, и *Evenimentul Zilei* – приостановили публикацию материалов. На канале Prime исчезли некоторые медиапроекты. Это знак того, что СМИ в значительной степени зависят от политических партий и денег. А это нарушает понимание концепции прессы в глазах граждан. Для *ZdG* 2011-й изначально очень тяжелый год. Почта повысила цены на подписку, а люди обеднели, поэтому часть общества проигнорирует подписку. Нам будет трудно и в другом плане – мы занимаемся критической журналистикой и нас ассоциируют с коммунистами, поскольку мы критикуем демократов. Однако мы полагаем, что ни коррупцию, ни нарушение прав человека нельзя терпеть ни при коммунистических, ни при демократических правительствах".